Не F-16 и не Gripen. Как французы соблазнили хорватов купить у них истребитель Rafale
Контракт на 999 млн евро прокредитует пул французских банков под гарантии казначейства Франции
Пока наши военные и политики решают, какой именно самолет надо принимать на вооружение вместо устаревших советских МиГ и Су, весь мир усиленно перевооружается. В прошлую пятницу, 28 мая, правительство Хорватии окончательно сделало выбор в пользу французского истребителя Rafale.
Эта страна уже достаточно долго проводила конкурс, чем заменить древние МиГ-21бис, которые хоть были капитально отремонтированы в Украине, тем не менее уже морально и физически устарели (будут окончательно сняты с вооружения в 2024 г.). Собственно говоря, сама процедура была начата в июле 2019 г., рассматривалось несколько вариантов, которые в принципе актуальны и для Украины. Так, Швеция выставила свой JAS-39C/D Gripen, американцы предложили новые F-16 C/D Block 70, а Израиль — уже подержанные (но с модернизацией) F-16 C/D Block 30. Ну а французы — Dassault Rafale F3-R.
Причем "Рафаль" на тот момент считался аутсайдером. Ситуация кардинально изменилась только в начале 2021 г., когда в январе первым европейским заказчиком французского самолета стала Греция (18 самолетов), а в конце апреля Египет подписал соглашение о дополнительной закупке партии из 30 истребителей (сейчас у них 24 машины). Кроме того, по сообщению французских СМИ, ведутся переговоры о возможности продажи 36 самолетов этого типа Индонезии, а Индия и Катар планируют приобретение дополнительных партий.
Итак, Хорватия покупает 12 Rafale F3-R — десять в одноместной версии и два в двухместной. А также наземный тренажер, базовый набор вооружения, наземное и испытательное оборудование, запчасти, обучение персонала по принципу "подготовка инструкторов", всестороннюю поддержку со стороны уполномоченных представителей производителей на три года, 12 месяцев гарантии на каждый поставленный самолет, двигатель, другое оборудование и запасные части. За все будет заплачено 999 млн евро.
Хотя "Рафаль" — не самый очевидный выбор, так как его эксплуатация влетает в копеечку: по открытым данным стоимость одного часа полета французского многоцелевого истребителя составляет $16,5 тыс., при том что аналогичный показатель F-16 — $7 тыс., а "Грипен" — $4,7 тыс. Но тут сработали дополнительные условия, предложенные Францией — хорватские СМИ делают упор на "удобную рассрочку платежей". Скорее всего, использована та же схема государственного финансирования экспортного контракта, что и с Египтом и Грецией — то есть собственно сам контракт будет кредитоваться пулом ведущих французских банков, получающих под основную часть суммы государственные кредитные гарантии французского казначейства.
Для французов такая схема важна не только продвижением своей продукции на экспорт и проекцией "мягкой силы", но и как шанс за относительно небольшие деньги провести модернизацию собственных воздушных сил. Ведь Греция и Хорватия получают машины из ВВС Франции, а французские летчики взамен получают машины нового производства.
Еще один большой плюс, на который упирают французские производители — наличие боевого опыта использования их машины: в последнее десятилетие "Рафали" активно воевали в Афганистане, Ливии, Сирии, Ираке, Мали.
Впрочем, такой прием общеизвестен. Вспомнить хотя бы турецкий ударный беспилотник "Байрактар", который нынче раскупают как горячие пирожки под маркой убийцы "Панциря" и "Тора".
Рассматривая хорватский контракт и вообще экспортный успех "Рафаля", нам стоит держать в уме тот факт, что Париж продвигает поставки машин этого типа для Воздушных Сил Украины, хоть и не особо афиширует такую свою активность.
И нельзя сказать, что у французов нет шансов — сегодня на разной стадии выполнения находятся два других объемных недешевых контракта для нашей страны. В рамках первого мы получаем 55 вертолетов производства Airbus Helicopters на общую сумму 555 млн евро, а по второму за 136 млн евро строятся двадцать патрульных катеров Ocea FPB 98 для Государственной пограничной службы. В феврале мы приняли первый такой катер, а в апреле состоялся первый выпуск курсантов на базе Учебного центра Морской охраны, которые проходили профессиональную подготовку в рамках украинско-французского проекта.
Таким образом, перспективы получения французских "Рафалей" есть. Если не изменится политическая конъюнктура или на Киев не надавят американцы, заинтересованные в поставках F-16. Причем речь не о 12 машинах, как для Хорватии, — нам нужно как минимум в три раза больше, то есть цена вопроса сильно отличается.
Хотя глобально Rafale — не самый лучший для нас вариант перевооружения с советских машин, если измерять вопрос деньгами. Немалую роль тут будет играть не только цена самого самолета, но и во сколько обойдется обучение персонала, сколько будут стоить запасные части и расходники. Кроме того, Dassault не имеет центра технической поддержки в Восточной Европе и поэтому обслуживание будет не только не дешевым, но и не быстрым удовольствием.
А в конечном итоге все опять упирается в отсутствие внятной стратегии дальнейшего развития наших Воздушных Сил. Уже пора бы заиметь четкую концепцию, в которой были бы прописаны конкретные сроки и модели самолетов, наилучшим образом подходящих по всем параметрам — от цены до необходимых для обороны страны возможностей.