Самые дорогие псевдоактивисты в Украине — "Стопкор", "Твердыня" и группа Мирошниченко, — блогер Иванов
В Украине действуют три крупных группы людей, которые превратили активистскую правозащитную деятельность в доходный бизнес
"Если составить субъективный рейтинг организаций, которые надежно поставили активность на бизнес-рельсы, первая тройка выглядит следующим образом: "Стоп Коррупции" Романа Бочкалы, "Твердыня — Стоп Своеволию" Сергея Северина и группа экс-"свободовца" Игоря Мирошниченко. Группировка Бочкалы — по факту медиагруппа, объединенная вокруг проекта журналистских "расследований". "Твердыня — Стоп Своеволию", а также бойцы Мирошниченко — скорее организации прямого действия с собственными боевиками и акционистами", — пишет журналист.
По его словам, наиболее лакомые заказы эти так называемые активисты получают со строительного рынка.
"Во-первых, этот рынок может себе позволить затяжные и дорогостоящие войны, во-вторых, именно здесь они могут обеспечить максимальную эффективность в сугубо прикладном контексте — например, ломать заборы, блокировать застройки. Заказчиками таких акций обычно выступают или конкуренты, или "смотрящие" за рынком, которым застройщик забыл или не захотел дать откат", — отмечает Сергей Иванов.
Так, ОО "Твердыня" и "Стоп беспределу" были основаны в 2016-2017 годах, и они одновременно занимающихся борьбой с застройщиками, и наоборот — их защитой от недовольных жителей. Уже с 2019 года обе ОО сосредоточились на стройках, системно преследуя одного из крупных застройщиков и блокируя все его объекты с помощью штатных бабусь-"подставок" для плакатов и транспарантов", — пишет журналист.
Активистской деятельностью зарабатывает и бывший депутат от ВО "Свобода" Игорь Мирошниченко. Правда, он не создавал отдельной структуры, которая бы ассоциировалась с ним, а ситуативно работает с различными группами активистов.
Так, по словам Сергея Иванова, Мирошниченко постоянно попадает в скандалы.
"В июле 2018 владелец девелоперской компании "ZIM Capital Group" Заголюк публично обвинил Мирошниченко в вымогательстве сначала 200, а потом и 400 квадратных метров в ЖК Parkland за "спокойную атмосферу на стройплощадке". В 2015 году однопартиец Владимир Тищенко в суде обвинил Мирошниченко в том, что он взял денег у застройщика на "Осокорках" и лоббировал строительство Валерия Хорошковского на Печерске. В этом году в вымогательстве Мирошниченко обвинял депутат Кучеренко, а также застройщик "Интеграл-Буд", — подчеркивает Сергей Иванов.
Также расследователь выяснил, что в декларации Игоря Мирошниченко почти все имущество записано на сестру Татьяну. Якобы она открыла компанию "Ла террасса", управляющей одноименным рестораном на Подоле, а жена Галина стала владелицей отеля "Нивки Плаза".
В свою очередь ОО "Стоп Коррупции" позиционирует себя как журналистский проект борцов с коррупцией и незаконными стройками. Организация была создана в 2015 году Романом Бочкалой, Тарасом Лиликом и Богданом Хмельницким. За свои услуги эти "журналисты", по данным Иванова, получают от $ 5-10 тыс, и ездят на дорогих автомобилях — у Романа Бочкалы Range Rover, у его коллеги Богдана Майданюка (Хмельницкого) — Mercedes-Benz G-Class.
"С коррупцией организация "борется" максимально избирательно. Скажем, они активно атакуют строительство на улице Редутной или ресторан "Компот" на Почтовой площади, но скандальную "Патриотику на озерах", 43 высотки в зеленой зоне от банка "Аркада" они активно защищали минимум два года — с 2017 по 2019 г.г. Всего "стопкоровцы" сняли о "Патриотике" около 30 хвалебных сюжетов, параллельно поливая грязью "Экопарк Осокорки", — пишет Иванов.
По словам журналиста, кроме основных названых трех групп есть еще другие, меньшие структуры. Например, тандем экс-нардепа Юрия Левченко и его партнера по партии "Народовластие" Святослава Кутняка.
Напоследок Сергей Иванов подытожил основные признаки псевдоактивистив. Это нелогичный выбор объектов и их количество, несопоставимость доходов расходам, дружба с отдельными представителями силовых структур и деятельность, которая сопровождается скандалами и заказными новостями.
"Благодаря таким персонажам само слово "активист" приобрело откровенно негативную коннотацию, ассоциируясь с хитрыми и шумными неокомсомольцами, оказывающими различное давление на персон, которые находятся в сфере их интереса, и приводит к тотальному разочарованию в гражданское общество", — заключает Сергей Иванов.