"Участники Злуки действовали на грани возможного"

Украина отмечает 100-летие Соборности (Воссоединения) ЗУНР и УНР

О документах времен Украинской революции, первых украинских волонтерах и Акте Соборности "ДС" поговорила с заместителем директора Государственного архива высших органов власти Натальей Маковской.

"ДС" В ходе Первой и Второй мировых воен, революций и смен власти в прошлом веке пропало или было уничтожено множество культурных и исторических ценностей. Насколько сохранились архивные данные о событиях столетней давности? 

Н.М. После ухода Директории часть документов УНР осталась в Киеве, часть большевики просто уничтожили — сохранились не оригиналы, а заверенные копии. Есть такая житейская история: работник Центральной Рады потерял какие-то служебные документы во время первого нападения большевиков на Киев. При Директории он обратился за материальной помощью, а в ответ услышал, что помочь ему не могут — документы уничтожили большевики. 

"ДС" Сегодня часто можно услышать, что украинские власти во время революции 1917–1921 годов допускали множество ошибок, что и привело в итоге к краху государства. Как воспринимали эти события те, кого в советское время называли "народными массами"?

Н.М. Это были не ошибки, а государственное строительство! В то время на строительство государства жертвовали не только военные и высшее руководство, но и обычные люди. К примеру, сохранилось множество подписных листов 1917 года, где указано, сколько люди отдавали, сколько жертововали. Мы их достали в 2014–2015 годах — наши современные волонтеры не знали о своих предшественниках, действовавших 100 лет назад. Впрочем, историю у нас до сих пор знают очень слабо.

"ДС" Какова судьба документов времен Украинской Центральной Рады, Гетманства, Директории? Как удалось сохранить их, ведь в СССР все, кроме Октябрського переворота, считалось вредным, буржуазным и ненужным?

Н.М. Интересный момент: в нашем архиве больше всего как раз документов, касающихся  Украинской революции, а не социалистической. Это притом что во времена СССР учреждение носило название Государственный архив Октябрьской революции и основное внимание в нем уделялось именно документам об Октябрьском перевороте и всему, что с ним связано. Во многом документы дожили до наших дней благодаря тому, что участники революции увозили их с собой в эмиграцию — в Польшу, Германию, Чехию, а после — в Канаду и США.

В начале 90-х покойный ныне последний президент УНР в изгнании Мыкола Плавьюк привез из-за океана множество документов. Он говорил, что на наших эмигрантов смотрели с удивлением: обычно в изгнание отправляются с украшениями, золотом, деньгами, а украинцы везли с собой какие-то "бумажки", которые никуда не могли пристроить — за хранение требовали деньги. В начале 80-х Национальный архив Канады согласился взять документы на хранение, одним из условий хранения была обязательная передача их в Украину. В 80-е годы ХХ века это казалось очень отдаленной перспективой. Сегодня документы в архиве, упорядочены и составляют фонд 5235 "Уряд УНР в екзилі".Часть документов до сих пор хранится в семьях эмигрантов, но поколение, для которого они были важны, отходит, а молодежь может их попросту выбросить.

"ДС" Какие документы того периода вы назвали бы самыми интересными?

Н.М. Меня удивляет феноменальное количество актов, принятых или подготовленных Центральной Радой в очень короткий срок. Это Конституция, документы, касающиеся языка, церкви, утверждения на международной арене. В январе 1919 года Симон Петлюра инициировал гастроли Украинской республиканской капеллы под руководством Александра Кошица для промоции Украины в мире. Недавно в Верховной Раде открылась выставка "Всемирный триумф "Щедрика" — 100 лет культурной дипломатии Украины", посвященная истории капеллы. Тина Пересунько (сотрудница Украинского центра культурных исследований. — "ДС")  собрала более 600 документов, в которых говорится о том, где выступала капелла, с какой программой, какими были отзывы на выступления. Это ведь была не только культурная деятельность, а в первую очередь государственное строительство.

Сто лет назад пытались решить все и сразу: создать и Конституцию, и армию, украинский язык утвердить, поднять образование. Например, пишут учителя: начинается учебный год, а где наши учебники на украинском языке?

Очень важный документ был принят 1 января 1919 года — Закон о высшем управлении автокефальной церкви Украины. Там в пункте 6 говорится, что больше никоим образом Украинская церковь Московскому патриарху не подчиняется — этот процесс завершается сейчас. 

Кстати, документы региональных архивов периода Украинской революции изучаются пока не очень активно.

"ДС" Если говорить об истоках соборности, то когда и при каких обстоятельствах появилась сама идея объединения?

Н.М. Идея соборности циркулировала в среде интеллектуалов и в обществе со второй половины XIX века. Так, 10 мая 1848-го, во время "Весны народов", когда прошли революции по всей Европе, в том числе и в Австрийской империи, Главная руська рада заявила о единстве украинского народа и его земель — Надднепрянщины и Западной Украины. В дальнейшем западноукраинская и надднепрянская элиты старались поддерживать связи, пример — Михаил Грушевский, который родился в Холме, сперва жил во Львове, потом переехал в Киев.

С конца XIX века идея соборности стала одним из краеугольных камней идеологии украинских партий, которые только начали формироваться, — она стала одной из немногих идей, которые совпадали у киевских и львовских политиков. В 1900 году вышла книга Николая Михновского "Самостійна Україна", в которой мы впервые встречаем идеализированный образ Украины "от Карпат и до Кавказа". То есть соборность не "на коленке в вагоне" придумали, к ней был пройден длинный путь, и это тоже элемент государственного строительства.

"ДС" По значению Акт Соборности 1919-го иногда сравнивают с Актом провозглашения независимости в 1991-м. Верна ли эта параллель?

Н.М. Нужно помнить, что Акт Соборности — это политико-правовое действие, а не документ (документов было несколько). Это провозглашение воссоединения УНР и ЗУНР, которое объявили на Софийской площади в Киеве 22 января 1919-го. 

"ДС" Говоря об исторических свидетельствах: есть ли достоверные фото празднования 22 января подписания Универсала? В прессе часто мелькают фото, на которых нет снега, а люди в летней одежде.

Н.М. У нас в личном фонде историка Сергея Буды есть негатив на стекле и фото: Петлюра и Винниченко на Софийской площади во время провозглашения Соборности. Это абсолютно живой, не постановочный кадр! К сожалению, специфика архива не позволяет нам заниматься углубленным изучением фотодокументов —для этого существует Центральный кинофотофоноархив Украины им. Г. С. Пшеничного.

Много интересного есть и в, на первый взгляд, совершенно маловажных документах, касающихся быта. Например, интересный артефакт — инструкция о сборе школьников и студентов на празднование Соборности. В ней было отмечено, что младшие классы школ не нужно организовывать — было довольно холодно. Так фокус смещается с общеизвестных политических событий на историю повседневности, жизнь "маленького человека". Среди таких документов и счета за электроэнергию, и перечни мебели, поставлявшейся в госучреждения, квитанции.

"ДС" Кстати, вспоминая о советском периоде, стоит ли все это коммунистическое наследие отправлять на свалку?

Н.М. История не черно-белая, архив тоже. Ведь документы создавались в определенных условиях, под давлением каких-то обстоятельств. Известный источниковед и архивист, профессор Киевского университета Марк Акимович Варшавчик в свое время написал книгу "Источниковедение истории КПСС". Там истории партии как таковой мало, но в 70-е он не мог написать ее, не прикрывшись таким образом.

Я всегда помню его слова: "Несведущие люди полагают, что писать историю легко: если не обходиться вовсе без источников, то собрать их какое-то количество, затем переписать или пересказать их, снабдив текст архивными ссылками... — и работа готова. Но историком-исследователем можно считать только того, кто именно исследует источники и мастерски извлекает из них достоверное научное знание, видит за источниками подлинную жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями... видит живых людей".

"ДС" Почему, по-вашему, единая Украина продержалась всего чуть больше 170 дней?

Н.М. В Украине, к сожалению, не отмечали на должном уровне окончание Первой мировой. Архивисты участвовали в международном проекте "Конец Первой мировой войны — решительный шаг к новой Европе". В Каунасе собрались представители восьми стран — Балтия, Украина, Беларусь, Грузия, Польша. Каждая страна представила свой стенд, где показала, как конец войны повлиял на государственность. Тогда говорили, что мы смогли сделать, а что нет. Несмотря на активную дипломатию, в том числе культурную, в Европе по-прежнему считали Украину частью России, и наша неудача в большей мере, как мне кажется, зависела именно от этого, то есть внешний фактор был главным.

"ДС" Недавно сотрудники вашего архива нашли интересные документы украинских эмигрантов, в которых говорится о чествовании участников тех событий. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее. 

Н.М. В 1929-м Директория основала награду — Юбилейный крест к 10 годовщине Соборности. Это пример того, как память о событии жила среди украинцев в эмиграции — каждый год выпускали статьи, стихи (например, поэта Олега Ольжича). Но особенно интересным для нас стал пресс-релиз Украинского информбюро в изгнании, где подана хронология событий от четвертого Универсала (22 января 1918 года) до Дня Соборности. В этом сообщении отмечается, что Акт воссоединения останется в веках, несмотря на юридические тонкости. А главное, в нем противопоставляется Соборность 1919-го советскому "воссоединению" 1939-го (до недавнего времени популярно было говорить, что Сталин собирал земли Украины) и уточняется, что Москва при этом преследовала выраженно империалистические цели, а присоединив Крым к УССР — экономические цели. 

"ДС" А когда украинцы впервые отметили сегодняшний праздник?

Н.М. Первое празднование Дня Соборности прошло в Карпатской Украине — в городе Хуст 22 января 1939-го собралась 30-тысячная манифестация. А в независимой Украине празднование на официальном уровне началось в 1999 году. Интересный и важный эпизод — "живая цепь" 1990 года. Подготовка к этой акции началась еще осенью 1989-го — тогда праздник пришелся на воскресенье, и национально-демократически силы смогли собрать много людей.

"ДС" Что для вас Соборность, столетие которой мы отмечаем?

Н.М. Соборность — это идея и символ, которые должны объединять украинцев еще многие десятилетия, пока у нас есть проблема временно оккупированных территорий. Что касается участников тех событий, оценки их действий, то я всегда пытаюсь себя поставить на место этих людей, и мне кажется, что то, что они сделали, было на грани возможного.

Кстати, мы готовим выставку "Объединенными усилиями строить нераздельную, самостоятельную Украину: К 100-летию Акта Соборности".