Наш ответ "Искандерам". Зачем вернули в строй советские ЗРК "Печора"

Одним из первых направлений модернизации и восстановления боеспособности украинской армии стали части ПВО

Пусковая установка ЗРК С-125

На прошлой неделе многие СМИ, рассказывая об очередных учениях военнослужащих харьковского зенитно-ракетного полка, преподнесли как новость, что наши силы противовоздушной обороны располагают такими, уже, казалось бы, устаревшими зенитно-ракетными комплексами малой дальности, как С-125 (в экспортном обозначении "Печора"). Однако на самом деле он в варианте "Печора-2Д" состоит на вооружении в Украине как минимум с 2015 года.

Оккупация Крыма и возможное полномасштабное вторжение России в 2014 году поставило наши вооруженные силы в очень непростые условия. Было очевидно, что, согласно российской военной доктрине, первым этапом "большой войны" станет атака с воздуха. Поэтому одним из первых направлений модернизации и восстановления боеспособности армии стали части ПВО.

Однако фактически в глобальном плане кроме комплексов С-300 противопоставить было, собственно говоря, и нечего. Тогда военные стали искать возможности для постановки в строй снятых с вооружения комплексов. В том числе, С-300 модификации В-1, "Куб" и некоторых других.

Отдельно в этом списке стоял С-125 "Печора" (или в советской армии – "Нева"). Во-первых, он был снят с вооружения относительно недавно – в 2005 году, поэтому можно было найти специалистов для его эксплуатации, во-вторых, на базах хранения находилось достаточно много зенитных ракет 5В27. Настолько много, что начиная с 1992 года все экспортные контракты на поставку и модернизацию зарубежных С-125 (а по состоянию на начало "нулевых" "Печора" состояла на вооружении как минимум 30 стран), которые производились российскими и белорусскими фирмами, обеспечивались именно Украиной.

И, наконец, третье: на тот момент существовали отечественные наработки по модернизации комплекса. Речь идет прежде всего о киевской фирме "Аэротехника-МЛТ", которая еще в 2008 году представила свой вариант модернизации С-125-М1 в версию С-125-2Д. Причем это был не просто опытный образец, как это практикует большинство небольших контор, а именно рабочий вариант, который был реализован в виде двух экспортных поставок – в Уганду и Анголу.

Других вариантов резко увеличить плотность боевых порядков ПВО на тот момент не было, поэтому Генеральный штаб принял решение о возвращении в строй комплексов С-125 в варианте именно "Печора-2Д". Одновременно была профинансирована технология продления ресурса имевшихся на складах зенитных ракет. Для этого на Павлоградском химическом заводе была открыта линия, на которой взрывчатые вещества в твердотопливных двигателях и ракетных ускорителях заменялись аналогичными отечественного производства. Кстати, именно из-за доступности в конструкции новой противокорабельной ракеты использован несколько модернизированный ускоритель от С-125.

За очень короткое время "Печоры" были поставлены в состав уже имевшихся бригад и полков ПВО, интегрированы в системы управления С-300. Количество комплексов на вооружении – информация высочайшего уровня секретности, поэтому можно оперировать только сведениями от 2017 года, согласно которым на вооружении Воздушных Сил Украины находятся 5 дивизионов С-125-2Д, использующихся для прикрытия атомных электростанций и плотин Днепровского каскада.

Такой вариант использования для прикрытия стратегических объектов для немобильного С-125 является оптимальным, однако в условиях наличия у противника дальнобойных управляемых средств как воздушного, так и наземного базирования стационарные позиции являются крайне уязвимыми для ударов. Поэтому в условиях массированного применения "вероятным противником" "Калибров" и "Искандеров" расчеты этих ЗРК в полной мере можно считать такими себе "камикадзе" — их задача сделать, по крайней мере, один залп, нанеся противнику хоть какие-то потери.

В этом плане актуальным является создание мобильного варианта комплекса. Тут стоит обратить внимание на белорусский военпром, который предлагает как для собственной армии, так и на экспорт широкую гамму мобильных вариантов С-125. Основным является С-125-2БМ "Алебарда" на полуприцепе, однако есть реально работающие варианты установки, например, на танк Т-55. Аналогичные разработки якобы ведут и в киевской "Аэротехнике-МЛТ", однако публично эта информация не подтверждена ввиду общей закрытости темы ПВО.

По этой же причине доподлинно неизвестно, принят ли на вооружение ЗСУ противокорабельный вариант комплекса С-125-2Д1 "Печора-2Д". Последние сведения о прохождении государственных испытаний датируются ноябрем 2018 года, когда были произведены практические пуски на полигоне ЗСУ в Херсонской области. По утверждению конструкторов, на модернизированной ракете 5В27Д-М1 с полуактивной головкой самонаведения реализован комбинированный способ наведения на цель. На начальном участке траектории применяется инерциальное наведение в упрежденную точку с радиокоррекцией в зависимости от ее положения и скорости при маневре цели. На конечном участке траектории применяется полуактивное самонаведение после захвата цели при подсвете новой РЛС FCR-125.

Собственно, как полноценную противокорабельную ракету рассматривать этот вариант нельзя. Комплекс С-125 штатно может поражать наземные цели, однако в далекие советские времена такие учебно-боевые задачи даже не отрабатывались расчетами — хватало других средств береговой обороны. В наших же условиях, как и в случае с зенитными С-125 вообще, это такой себе бюджетный и быстрый вариант усиления обороны побережья Азовского и Черного морей – по крайней мере, до постановки на вооружение комплекса Р-630 "Нептун".