Народ, Зеленский или Европа? Кто решит судьбу демократии в Украине
Обществу полезно иногда взглянуть на себя в зеркале социологии. Прекрасны ли мы? На кого больше похожи — на европейцев или на своих кровных врагов россиян? Если вы думаете, что знаете ответ, приготовьтесь: зеркало социологии вас удивит
Как выглядят украинцы
Начнем со свежего соцопроса "Демократических инициатив" и Центра Разумкова. Людям был задан вопрос о возможных средствах наведения порядка в Украине. Голоса за и против "сильной руки" разделились поровну: по 42%. Остальным 16% было трудно выбрать ответ.
Вариантов ответа было три. Только выборная демократия, верховенство права и независимый суд смогут обеспечить порядок — так считают 42%. Нужно соединить отдельные демократические процедуры с политикой "сильной руки" — 23%. Всю власть и ответственность должны взять сильный политический лидер и его политическая сила — 19%. Два последних варианта суммарно дают 42% — столько же, сколько и за демократию в чистом виде.
Во втором варианте загадочно выглядит формулировка "отдельные демократические процедуры". Разгадку дает другой вопрос: об отношении к утверждению "В политике важнее результат, даже полученный с нарушением процедур законодательства". Полностью или скорее не согласны с этим 44%, полностью или скорее согласны — лишь 24%, остальным 32% было трудно выбрать ответ.
Эти цифры показывают, что среди сторонников "сильной руки" только половина готова дать этой "сильной руке" карт-бланш на любые действия, лишь бы был получен желаемый результат. А другая половина хочет, чтобы "сильная рука" действовала в рамках, установленных законом.
Если говорить честно, то нужно констатировать, что приверженцы демократии и сторонники законности в Украине в меньшинстве. За чистую демократию, без "сильной руки" — только 42%, а остальные 58% — за всякие другие варианты или вообще не знают, нужна ли им демократия. За чистую законность — 44%, а остальным 56% важнее результат (24% об этом прямо говорят, а еще 32% стесняются признаться).
Тут можно было бы написать, что любой политик должен учитывать настроения общества, поэтому наша власть, наверное, вдохновится этими цифрами для "закручивания гаек". Но не будем спешить с выводами. Посмотрим на настроения в других странах.
Как выглядят европейцы и россияне
"Действительно ли европейцы демократы?" — под таким заголовком вышла статья на сайте The Conversation в августе прошлого года. Там приводятся результаты European Values Studies (EVS) — крупного опроса, проводимого европейскими исследователями каждые девять лет для отслеживания изменений ценностей в разных частях континента. Последний опрос длился с 2017 по 2020 год; в 34 странах было опрошено около 60 тысяч человек.
Подавляющее большинство опрошенных (92%) назвали демократию хорошей или очень хорошей системой власти. Но это не мешало им положительно оценивать и другие варианты. 52% респондентов согласились бы с правительством экспертов (что это такое, мы обсудим ниже), 32% приветствовали бы власть авторитарного лидера, а 14% могли бы даже поддержать военный режим.
Авторы исследования вычислили, что только 38% опрошенных являются "чистыми демократами", то есть считают только демократию хорошей, а другие системы — плохими. "У довольно большой части населения демократические ценности не имеют глубоких корней. Если произойдет политический кризис, тяга к антидемократической системе может быть сильной", — подчеркивается в статье.
Правда, разброс между странами велик. Но доля "чистых демократов" нигде не превышает 60%. "Чистые демократы" доминируют у норвежцев (57%), шведов и швейцарцев (по 55%), немцев (54%) и датчан (52%). Пять стран показали меньше 15% приверженцев "чистой демократии": Румыния (8%), Албания (9%), Хорватия (10%), Северная Македония (11%), Черногория (13%).
Типичным примером может служить Франция. Хотя 89% французов считают демократию хорошей системой, но 48% говорят то же самое о правительстве экспертов, 23% — об авторитарной власти сильного человека и 13% — о правительстве военных. "Чистых демократов" среди французов только 40%.
А теперь — обещанный сюрприз. Почти в точности такой же портрет получился у россиян. Уровень "чистых демократов" в России оказался столь же высоким: 41%. Назвали демократию хорошей системой 81% россиян, поддержали бы правительство экспертов 38%, согласились бы с правительством авторитарного лидера 32%, с военным правительством — 19%.
Означает ли это, что россияне такие же молодцы, как французы, или французы — такие же негодяи, как россияне? Конечно, нет. Во Франции демократия была, есть и будет, независимо от мнения 60% сторонников других вариантов. В России демократии не было, нет и не будет, независимо от желаний 41% приверженцев "чистой демократии". И доказывается это не соцопросами, а политической реальностью.
Куда все движется
Пока что у нас получилась статичная картина. Ей не хватает динамики. Тут нам поможет другая публикация.
Два месяца назад Pew Research Center (PRC) поделился результатами опроса, проведенного в феврале-мае прошлого года; в 24 странах мира было опрошено более 30 тысяч человек. Мы не будем трогать бедные страны и посмотрим на богатые. Сторонники авторитаризма (те, кто считает власть сильного лидера или военных хорошим способом управления страной) составили 41% в Японии, 40% в Южной Корее, 37% в Великобритании, 32% в США, 29% в Польше, 28% в Италии, 27% в Канаде, 26% в Израиле. Меньше четверти их в Швеции (8%), Германии (17%), Нидерландах и Венгрии (по 18%), Франции (20%), Австралии и Испании (по 22%), Греции (24%).
Авторы публикации проследили несколько важных тенденций. Главная — это снижение популярности представительной демократии. Доля тех, кто считает ее очень хорошим способом управления страной, упала по сравнению с 2017 годом в Швеции с 54 до 41%, в Германии с 46 до 37%, в Великобритании и Канаде с 43 до 31%, в Нидерландах с 42 до 34%, в Греции с 31 до 25%, в Италии с 29 до 23%, в Японии с 22 до 14%. Впрочем, в Польше она выросла c 20 до 33% (опрос проводился незадолго до парламентских выборов, по итогам которых поляки получили новое правительство).
Среди возможных альтернатив наименее популярно правительство военных. Впрочем, его сторонники составляют 17% в Греции, Японии, Великобритании и 15% в США.
Более популярна власть сильного лидера, принимающего решения без оглядки на парламент и суды. Доля тех, кто считает "сильную руку" хорошим способом управления страной, в некоторых странах заметно выросла: в Южной Корее с 23 до 35%, в Польше с 15 до 25%, в Германии с 6 до 16%. Впрочем, в ряде стран эта доля заметно упала: в Швеции с 9 до 5%, в Венгрии с 24 до 15% (привет Орбану!), в Израиле с 25 до 19% (опрос проводился до атаки на Израиль террористов ХАМАС 7 октября), в Италии с 29 до 20%.
Однако, как и в опросе EVS, оказалось, что особенно большие надежды респонденты связывают с правительством экспертов. PRC подчеркивает, что "поддержка системы, в которой эксперты, а не избранные должностные лица, принимают ключевые решения, значительно выросла в большинстве стран с 2017 года".
Цифры действительно впечатляют. Доля тех, кто считает технократию (правительство экспертов) хорошим способом управления страной, выросла, в частности:
- с 68 до 80% в Венгрии,
- с 52 до 66% в Южной Корее,
- с 49 до 65% в Испании,
- с 44 до 61% в Германии,
- с 49 до 59% в Японии,
- с 50 до 58% в Польше,
- с 40 до 57% в Италии,
- с 31 до 56% в Греции,
- с 40 до 55% в Швеции,
- с 42 до 54% в Великобритании,
- с 41 до 49% в Канаде,
- с 39 до 45% в Нидерландах.
Также отметим, что в поддержку правительства экспертов высказались 56% австралийцев, 48% американцев, 43% французов и 42% израильтян.
Эти цифры отражают страх перед некомпетентностью. Чем людей не устраивает представительная демократия? Тем, что представители народа, избранные на выборах, после выборов принимают всякие странные и спорные решения. Но "сильная рука" и военная хунта страшны для людей по той же причине: что они будут проявлять неадекватность, причем остановить их будет нельзя (если демократия отменена).
Два вывода
Теперь можно делать выводы. Их два.
Во-первых, сколько украинцев хочет "сильной руки" — это совершенно не важно. Важно то, что после восстановления независимости в 1991 году украинцы показали устойчивую склонность к демократии, а не к авторитаризму. Свидетельство тому — не только майданы, которые победили в 2004 и 2014 годах, но и вообще сам тот факт, что сейчас управляет шестой по счету президент. И каждый раз смена власти у нас происходила в результате ожесточенной борьбы на выборах, а не как в России (где Ельцин по своему решению передал власть Путину, после чего Путин уже не выпускал ее из рук, только дал четыре года подержаться за нее Медведеву).
Кроме того, у нас есть еще подстраховка в виде Евросоюза. Если бы в опросе "Деминициатив" и Центра Разумкова людям предлагались варианты "сильной руки" с уточнением: "даже если это остановит интеграцию Украины в Евросоюз и НАТО", то наверное, за эти варианты проголосовали бы уже не 42%, а в несколько раз меньше.
Во-вторых, в опросе "Деминициатив" и Центра Разумкова не было такой альтернативы, как технократия. Вряд ли украинцы в этом вопросе принципиально отличаются от европейцев. Скорее можно ожидать, что идея правительства профессионалов получила бы в Украине даже более высокую поддержку, чем в Европе. Особенно если бы это правительство формировалось на основе консенсуса парламентских партий и западных партнеров.
Но реальность иная. И нет никаких признаков, что она в скором времени изменится. Правительство, конечно, может быть обновлено. Даже может появиться новое правительство (и его могут назвать правительством технократов). Но вряд ли изменится принцип его формирования: в него войдут те, кого подберут двое главных людей на Банковой.