Рисковая страна. Почему инвесторы не замечают успехов Украины в налоговом рейтинге
В рейтинге, характеризующем системы уплаты налогов Paying Taxes 2018, Украина заняла 43-е место из 190 стран, поднявшись сразу на 41 пункт (в прошлом году мы занимали лишь 84-е место рядом с такими экономическими "тиграми", как Тонга, Сирия, Маршалловы острова, Болгария, Барбадос, Кабо Верде, Сьерра-Леоне и Армения).
Данный рейтинг составляется в рамках совместного проекта известной аудиторской фирмы Pricewaterhouse Coopers (PwC) и Всемирного банка как одна из составных частей более глобального исследования об условиях ведения бизнеса.
Указанный выше прорыв был вполне прогнозируем, ведь в рейтинге-2018 должно было отразиться снижение у нас ставки ЕСВ почтив в два раза, до 22%. Прошлые "телодвижения" нашей страны были вызваны упрощением методов ведения бухгалтерского учета и уменьшением количества налоговых и обязательных платежей (за счет того же единого взноса, который заменил многочисленные транзакции в социальные фонды).
Прежде чем перейти к нашим рейтинговым показателям, окинем внимательным взглядом мир вокруг и посмотрим, как на данный момент выглядят наши конкурентные позиции. Сравнивать себя с Японией, конечно, не будем, у каждой страны есть свой список соперников за место под солнцем или, иными словами, место в системе мирового распределения труда и в структуре глобальных технологических цепочек.
Мы не конкурируем за инвестиции ни с ЕС, ни с США, ни с Японией. Наши конкуренты за европейские и внутренние инвестиции - это РФ, Беларусь, Молдова, Польша, Словакия, Чехия, Польша, Венгрия.
И украинец, у которого есть капитал и желание заниматься бизнесом, и инвестор, который не может открыть бизнес в Европе по причине высокого уровня издержек, но при этом очень хочет на этом рынке зарабатывать, будут решать, где им выгодно начать - у нас или, например в Польше.
Если рассматривать глобальные мировые инвестиции, то здесь мы конкурируем с такими регионами и странами, как государства Центральной Азии, Китай и другими активно развивающимся азиатскими экономиками. Инвестор из США будет решать, где ему открыть производство айфонов: в Китае, где уже есть готовые промышленные полигоны, или в Украине, где ничего этого нет, но есть низкий показатель ЕСВ.
Страны Восточной Европы и Центральной Азии активно улучшают свои позиции сразу по трем базовым направлениям налогового рейтинга: ставкам налогообложения, времени на подготовку отчетности, количеству налоговых платежек. Страны Ближнего Востока бьют все рекорды по минимальному уровню налогов и простоте моделей налогообложения. Азия, как всегда, пасет задних по качеству работы налоговых органов.
Читайте также: ПЕРЕД ИНОСТРАНЦАМИ НЕУДОБНО. ПОЧЕМУ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РОССИИ ЛИБЕРАЛЬНЕЕ УКРАИНСКОЙ
Уже в этой краткой характеристике заложен рецепт нашего налогового успеха: инвесторов из Восточной Европы и Ближнего Востока можно соблазнить низкими процентными ставками, а азиатский капитал - приманить качественной и эффективной работой фискальных органов. Задача, которую проще сформулировать, чем достичь.
По сравнению с прошлым годом наша рейтинговая позиция касательно количества обязательных платежей не изменилась: третье место и пять платежек в месяц.
В разделе, характеризующем время на составление и подачу налоговой отчетности, Украина поднялась с 163-го места на 159-е: нашим бухгалтерам придется тратить 327,5 часов в год вместо 355,5 часов годом ранее. Свою роль в этом улучшении сыграло более активное введение электронной отчетности и цифровых подписей. В следующем году определенное положительное влияние окажет отмена обязательного применения печатей и дальнейшее развитие электронных сервисов в системе "Мой электронный документ" (М.Е.Doc), а также электронных кабинетов налогоплательщика.
Средневзвешенный уровень ставок налогообложения сократился с 51,9 до 37,8%, что улучшило нашу рейтинговую позицию со 156-го места до 98-го. Кроме того, существенно улучшился наш агрегированный индекс эффективности работы фискальных органов после подачи отчетности (так называемый индекс пост-подачи). Данный показатель формируется на базе таких факторов, как время на получение возмещения налогов, например, налога на добавленную стоимость, время, необходимое для исправления ошибок в отчетности, вероятность налоговой проверки в связи с подачей заявления на возмещение налога или исправлениями в обязательной налоговой отчетности. В этом году индекс пост-подачи в Украине вырос с 79,26 до 85,95, что обеспечило нам 42-е место в рейтинге по сравнению с прошлогодним 67-м.
Если сравнивать рейтинговую позицию стран - наших региональных конкурентов, то мы на данный момент находимся примерно в середине списка, опережая Польшу, РФ и Беларусь, но уступая Румынии, Молдове и Грузии.
Ключевым параметром рейтинга, естественно, является уровень налоговых ставок. Если ставки низкие, это может с лихвой компенсировать неудобства инвестора, связанные с большим количеством фискальных платежек, бессонные ночи бухгалтеров и многочасовое составление налоговой отчетности и даже косность регулирующих органов. Во всяком случае, с размера сэкономленных налогов инвесторы всегда могут доплатить своей бухгалтерии, внести банковскую комиссию за дополнительное платежное поручение и "умаслить" налогового инспектора за содействие в возмещении налогов или позитивный акт проверки. Если же уровень налоговых ставок высок, то эти издержки не перекроют ни доброжелательные улыбки фискалов в тридцать два зуба, ни упрощенная финансовая отчетность.
Количественные показатели прямых налоговых затрат бизнеса всегда перевесят качественные показатели удобства фискальных сервисов.
На данный момент уровень налоговой нагрузки в Украине существенно сократился (37,8%). По данному показателю мы уже опережаем такие страны, как Словакия (51,6%), Чехия (50%), РФ (47,5%), Польша (40,5%), Молдова (40,5%), Румыния (38,4%). Из стран-соседей лучше с уровнем налогового давления лишь в Грузии.
В мировом конкурентном пространстве нас пока существенно опережают страны, придерживающиеся политики минимального уровня налогов: ОАЭ (15,9%), Сингапур (20,3%), Гонконг (22,9%).
Сегодня в Украине действуют следующие базовые ставки налогов и сборов: налог на прибыль - 18%, НДС - 20%, ЕСВ - 22%, подоходный - 18%. Средневзвешенный показатель фискального давления у нас уже опережает аналогичный индикатор в ЕС (39,6%), а также среднемировой уровень (40,5%), но он еще выше, чем в группе стран Восточной Европы и Центральной Азии (33,4%).
Кроме того, необходимо учитывать следующий фактор: в таких странах, как РФ и Беларусь, эффективно применяются кластерные методы развития, когда в среднем по стране уровень налогообложения достаточно высок, зато в отдельно созданных свободных экономических зонах иностранным инвесторам предлагаются чрезвычайно льготные условия инвестирования, причем на длительный срок.
Может ли Украина позволить себе отрыв в уровне процентных ставок на несколько процентных пунктов от среднемирового уровня или ближайших стран-конкурентов?
Учитывая уровень рисков, присущих нашей экономике, - однозначно нет. Чтобы наглядно оценить уровень этих рисков, проанализируем значение базовых процентных ставок, установленных регуляторами - центральными банками. Ведь базовая/ключевая/учетная ставки являются зеркальным отражением инфляционных ожиданий населения и бизнеса, ориентиром цен на деньги, а также маркером внутренних страновых рисков.
Как видим, здесь мы существенно отстаем от всех сопредельных региональных финансовых рынков. Если учетная ставка в Украине составляет 13,5%, то ключевая ставка ЦБ РФ - 8,25%. В Румынии, Польше, Венгрии аналогичный показатель колеблется в пределах 0,9-1,75%. Ставка ЕЦБ вообще находится на нулевом уровне. Естественно, прямой корреляции между ставками налогов и базовыми ставками центробанков не существует. Но данное сравнение очень четко показывает ту пропасть в уровне рисков, которая отделяет нас от успешных в плане привлечения инвестиций стран. В подобной ситуации вырисовывается непростая дилемма: либо сохранять налоговые ставки на высоком уровне и ждать пока риски снизятся, либо, не дожидаясь снижения уровня рисков, уменьшить уровень фискального давления.
Все это говорит о том, что агрегированный показатель налоговой нагрузки в Украине не должен превышать 20-25%, для чего необходимо снизить налог на прибыль до 5-10%, налог на добавленную стоимость до уровня 10-15%.
Лишь при таких условиях уровень наших суверенных рисков будет компенсирован значением низкой фискальной нагрузки, что побудит инвесторов при выборе между Южной Кореей, Китаем, Польшей или Румынией отдать предпочтение нашей стране.
Снижение базовых налогов в Украине целесообразно было бы рассматривать в контексте инвестиционного плана, который готовят в ЕС для Украины. В таком случае макрофинансовая помощь была бы использована не на мифическую инфраструктуру, когда до 50% выделенных средств будут попросту разворованы, а на компенсацию временного сокращения налоговых поступлений в доходы государственного бюджета (а такое сокращение будет неминуемо при столь кардинальном сокращении ставок основных налогов). Размер таких компенсаторов, по самым скромным прикидкам, составит $1-2 млрд (с учетом динамичного роста экономики и притока прямых иностранных инвестиций). Именно по такому пути в свое время пошла Грузия. Философии низких налогов придерживаются и страны, которые принято называть азиатскими тиграми.
Именно при наличие указанных выше условий высокая позиция в рейтинге "Налогообложение" конвертируется для Украины в динамичный экономический рост и адекватный приток иностранных инвестиций.