Лоббистская математика. Как Матиос делает себя "гвоздем" путинской пропаганды
Иногда лучше жевать, чем говорить. Такая фраза из известной рекламы жвачки вполне подходит для характеристики последнего выступления Анатолия Матиоса в Харькове на международной конференции "Реформирование системы военной юстиции Украины: современное состояние и перспективы". Именно там главный военный прокурор, всеми силами продвигая разработанный под его началом законопроект о создании Государственного бюро военной юстиции, не удержался от попытки напугать всех присутствующих страшными цифрами уровня преступности в украинской армии.
А де-факто получился прекрасный подарок для всяческих киселевых с соловьевыми, которые денно и нощно рыщут в поисках любых фейков для перманентной дискредитации ВСУ, сумевших-таки локализовать путинскую военную агрессию на Донбассе. А тут тебе лично вышестоящий украинский чиновник, ответственный за борьбу с преступлениями среди военнослужащих, практически онлайн рубает милую российской пропаганде "правду-матку", что ничего делать не нужно, а просто безостановочно записывать его "замечательные" цитаты.
"Общее количество уголовных производств, которые расследовались следователями военной прокуратуры в течение 2015-2017 гг., превышало 20 тыс. дел ежегодно. Колебалось от 24 тыс. до 20,3 тыс. в разные периоды", - засыпал Матиос цифрами, которые должны были показать масштабы проделанной работы его ведомством. Ну а громкий вывод из уст главы военной прокуратуры вообще прозвучал как "контрольный в голову": "За весь период военной прокуратурой в Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 27,2 тыс. уголовных производств, которые совершили 43 тыс. военных - это четвертая часть армии". Хотя нынешняя численность ВСУ составляет 255 тыс. плюс через армию за последние годы прошли тысячи добровольцев и несколько волн мобилизации, так что прокурорские цифры "не пляшут" даже чисто математически.
Конечно, мало для кого из украинцев является секретом, что на пятом году российско-украинской войны и на фронте, и в тылу случается всякое. А также тот факт, что носят военную форму не только герои, но и всяческие проходимцы и даже откровенные негодяи. Однако сказанное Матиосом в категоричной форме, что якобы "каждый четвертый украинский армеец - преступник" - настоящий перебор. Более того, далее главный военный прокурор, шокирующий публику, кстати, не количеством судебных приговоров военнослужащим, а просто числом открытых против них его подчиненными уголовных дел, все же привел конкретную статистику поводов для их возбуждения.
И оказалось, что с весны 2014 г. на территории Украины внесены в ЕРДР почти 13,5 тыс. уголовных производств по факту оставления военной службы и 8,4 тыс. - за дезертирство. Причем сколько в обоих случаях подозрений крымчанам, изменившим присяге украинскому народу во время российской аннексии Крыма в 2014-м, Матиос уточнять не стал, ведь цифры от этого явно потеряли бы всю свою скандальность. Ведь доподлинно известно, что из почти 13,5 тыс. военных служивших в ВСУ на территории Крымского полуострова после его оккупации Россией вышли на материк менее 4 тыс.
А в остальном все не так уж печально: 747 дел в военной прокуратуре открыли по причине завладения военным имуществом, 683 - за неповиновение, 290 - за нарушение уставных взаимоотношений, 269 - за нарушение правил обращения с оружием, 240 - за уклонение от военной службы другим способом и 203 - за превышение военным служебным лицом власти или служебных полномочий. Но из новостей СМИ о свежих словах Матиоса это понять совершенно невозможно, зато в воображении автоматом рисуется поистине ужасающая картинка катастрофического уровня преступности в нынешних ВСУ. Ну и, само собой, в Рунете сразу же запестрели заголовки типа "Официально около 50 тыс. военнослужащих ВСУ совершили военные преступления".
Стоит напомнить, что Матиосу не впервой давать, мягко говоря, невзвешенные комментарии. Многим, безусловно, сразу вспоминаются его слова в ноябре 2015-го о покушении снайпера на тогдашнего своего начальника, генпрокурора Виктора Шокина с использованием тепловизора. Правда, менее чем через год, когда был уже новый шеф ГПУ Юрий Луценко, главный военный прокурор от своих "тепловизорных" подозрений отказался, просто объявив, что "даже на солнце бывают пятна". Касательно же различных пасов Матиоса кремлевским масс-медиа, то он ими радует пропагандистов с завидной регулярностью.
Например, еще в апреле 2015 г. этот чиновник зачем-то стал приводить некие данные о массовом дезертирстве в ВСУ, что позже не нашло своего подтверждения в Минобороны, но активно тиражировалось российскими СМИ. Как и распространенная в январе 2016-го Матиосом информация о небоевых потерях в АТО, составляющих некие "три полка". А также постоянные его споры с ведомством Степана Полторака об уровне самоубийств на фронте, что очень любят смаковать на российских телеэкранах. Вот и теперь главный военный прокурор разразился сенсацией о преступности в армии, но сейчас окончательная цель последнего заявления Матиоса, в отличие от предыдущих, больно смахивающих на пресловутый "полезный идиотизм", стала хоть как-то понятной.
Все дело в залихватском лоббировании им создания Государственного бюро военной юстиции, в которое, по мнению Матиоса, должно превратиться его военная прокуратура. И, соответственно, полное неприятие чиновником планов Минобороны по учреждению военной полиции, во многом нивелирующих эту "идею фикс" Матиоса. Впрочем, увлекшись пиар-процессом, главный военный прокурор решился на откровенные манипуляции с уровнем преступности в украинской армии, что очень ласкает слух всех путинских СМИ. Тем самым старый советский плакат с агитационной надписью "Болтун - находка для врага" нашел своего нового героя.