Борьба с коррупцией или конкуренция крыш? Зачем понадобились грандиозные обыски на таможне
Некоторые из схем контрабанды невозможны без политической крыши. И для борьбы с ними необходимы политические решения
Таможня уверенно выигрывает у налоговой борьбу за звание самого скандального органа. 10 февраля СБУ и ГБР объявили о новой волне обысков, которая затронула центральный аппарат Государственной таможенной службы и девять региональных таможен на северной и западной границе: Киевскую, Житомирскую, Ровенскую, Волынскую, Львовскую, Закарпатскую, Черновицкую, Тернопольскую и Одесскую.
Как раскручивался скандал
Напомним, что 2023 год начался с новости о выявлении масштабной коррупции в "зерновом коридоре". 3 января БЭБ и СБУ сообщили о проведении 30 обысков в административных помещениях Гостаможслужбы, Одесской таможни и по месту жительства должностных лиц Гостаможслужбы. Кроме того, с 3 по 31 января ГБР, СБУ, БЭБ отрапортовали о разоблачении других коррупционных схем в Житомирской, Киевской, Одесской и Ровенской таможнях.
Правительство было вынуждено отреагировать на скандалы и 1 февраля провело рокировку в Гостаможслужбе. Вместо Вячеслава Демченко временно исполнять обязанности главы службы поручено заместителю главы Сергею Звягинцеву. При этом Демченко сохранил портфель директора департамента борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. С должности первого заместителя главы службы уволен Александр Щуцкий "по согласию сторон". Еще один заместитель главы службы Руслан Черкасский отстранен от исполнения должностных обязанностей на время осуществления дисциплинарного производства, которое должно быть проведено Комиссией по вопросам высшего корпуса государственной службы до 1 марта.
Тем же вечером чисткой на таможне похвастался Владимир Зеленский в своем видеообращении. "Спасибо правительству Украины за оперативное кадровое реагирование. В частности, сегодня были уволены руководители таможни. Мне доложили, что по части из этих уволенных начаты дисциплинарные производства", — заявил он. Хотя на самом деле Черкасский не уволен, а только временно отстранен, ну а Демченко и вовсе оставлен бороться с контрабандой.
На этом скандал не затих. С 3 по 9 февраля ГБР и СБУ сообщили о разоблачении еще нескольких коррупционных схем в Одесской и Черновицкой таможнях. И вот теперь они говорят о самой масштабной волне обысков по всей таможенной вертикали.
По информации ГБР, все это долго готовилось: за последние месяцы была проведена большая кропотливая работа по выявлению теневых схем на таможне. Следствием установлены около 50 субъектов хозяйственной деятельности, помогающих таможенникам реализовывать теневые схемы. В настоящее время их деятельность заблокирована.
По предварительным оценкам, эти схемы ежемесячно вымывали из госбюджета до 10 млрд грн — треть от того, что должна собирать таможня в течение месяца. "То есть каждая третья гривна из таможенных пошлин шла в карманы коррупционеров", — констатирует ГБР.
Для сравнения отметим, что за весь 2022 год ГБР раскрыло на таможне преступления с общей суммой ущерба государству 372 млн грн. В среднем это по 31 млн грн за месяц. А сейчас речь уже идет о разоблачении схем на ежемесячную сумму в 300 раз больше — 10 млрд грн в месяц.
Борьба за кресла и за потоки?
Конечно, тут возникает вопрос о том, кто стоит за этим скандалом. При всем уважении к СБУ и ГБР, они не вполне самостоятельны. Как минимум, они действуют под процессуальным руководством Офиса генпрокурора. И вообще сомнительно, чтобы о подготовке масштабной волны обысков на таможне не знал никто на Банковой.
С этим вопросом напрямую связан и другой — о мотивах. Можно предположить высокие мотивы: на Банковой три с половиной года чего-то ждали, но вот наконец-то решили поломать на таможне все схемы контрабанды. Но можно предположить и мотивы, скажем так, не очень высокие: конкуренция между центрами влияния и борьба за контроль над коррупционными финансовыми потоками.
В пользу второй версии говорит прежде всего то, что сейчас таможня в подвешенном состоянии. После кадровой рокировки 1 февраля прошло уже 10 дней, но народу не объявлено, что будет дальше.
Интересный момент отмечает нардеп Ярослав Железняк (фракция партии "Голос"), который возглавляет временную следственную комиссию Рады по экономической безопасности. Его ВСК расследует среди прочего и коррупционные схемы на таможне. Так вот, Железняк подчеркивает, что перемены на таможне уперлись в фигуру Руслана Черкасского, которого Кабмин не уволил, а только отстранил.
"По информации из многих источников, именно ему принадлежало руководство таможней. А главное, его в личных разговорах почему-то очень часто называли системным. Что на сленге означает далеко не реформаторские способности, а именно системное выстраивание "влияния" со всеми вытекающими последствиями. Поэтому без увольнения этого господина все другие кадровые ротации — это скорее профанация", — заявил он вечером 1 февраля.
На следующий день глава парламентской фракции "слуг народа" Давид Арахамия сообщил, что "ночью Черкасский написал заявление, на следующем КМУ будет проведено". Однако это заявление циничным образом игнорируется Кабмином: на заседаниях, которых после 1 февраля прошло уже несколько (4, 7, 8, 10 февраля), никакие решения по Черкасскому так и не были приняты. "Он и дальше прячется на больничном", — пояснил Железняк. И подчеркнул: "По г-ну Черкасскому материалов у правоохранителей не то что вагон, а прямо поезд. Поэтому самостоятельно он точно не самоубийца так держаться за должность после слов президента. Тут вопрос в тех, кто его прикрывает. И кто дал гарантии неприкосновенности".
В то же время с интересным признанием опять выступил Арахамия. В интервью forbes.ua он заявил, что сейчас власть не имеет списка кандидатов на должность нового главы Гостаможслужбы. "Более того, если обычно мы имеем много желающих, то сейчас таких кандидатов нуль", — пожаловался он.
Это заявление вызвало немало язвительной критики. "Когда украинские политики говорят, что "у нас нет желающих занять этот пост", это означает — "у нас нет СВОИХ людей на этот пост". Но говорить, что в 40-миллионной стране нет достойного кандидата на должность главы таможни — это считать нас всех дураками и проходимцами", — отметил, например, финансовый аналитик Алексей Кущ.
Как минимум, необходим конкурс. О том же говорят и Железняк, и глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Но конкурс до сих пор не объявлен, хотя это следовало сделать еще в ноябре 2021 г., когда врио главы Гостаможслужбы был назначен Вячеслав Демченко. Пока нет конкурса, скандалы вокруг таможни выглядят лишь как проявление жесткой борьбы за контроль над этой структурой, а не как свидетельство решительного намерения навести там порядок.
Когда придет конец схемам
Проблема, конечно, не только в руководящих кадрах. Борьба с коррупцией на таможне была одним из первых начинаний Зеленского на посту президента. Еще 2 сентября 2019 г. он приказал Кабмину: "Обеспечить запуск деятельности Государственной таможенной службы Украины. Не допустить к работе в ней всех старых коррупционеров. Я лично буду вам помогать. Срок до 1 декабря 2019 года".
Руководители Гостаможслужбы при Зеленском менялись шесть раз. Звягинцев — уже седьмой на этом посту. Поэтому одновременно с конкурсом нужны политические решения для истребления коррупционных схем на таможне. Сейчас СБУ, ГБР, БЭБ, как и ВСК Железняка, занимаются таможенниками и их сообщниками, задействованными в схемах. Но этого мало — нужно искоренить сами схемы.
Два года исследовал таможню Украинский институт будущего. Он выявил 11 главных схем контрабанды. Некоторые из них невозможны без политической крыши. И для борьбы с ними необходима политическая воля, которая должна проявиться в политических решениях.
"Об этих схемах знали все руководители таможни, — поясняет исполнительный директор института Вадим Денисенко. — Вот, например, простая регулярная сверка налоговых деклараций с таможнями соседних государств делает невозможным растаможивание по "выгодному" тарифу. А это не менее трети всей контрабанды. Но с соседями почему-то об этом не договаривались или не договорились. Одним словом: схемы известны. Их можно минимизировать в течение 2-3 месяцев. Было бы желание".
Для каждой из схем необходимо нарабатывать свои методы противодействия. Универсальный подход может не дать результата или даже навредить. При этом искоренять нужно каждую схему, а не только некоторые из них, оставляя себе несколько "на карманные расходы". И нельзя в этом деле полагаться на ведомственные инструкции. Необходимы решения на уровне законов или, как минимум, постановлений Кабмина, чтобы они задавали жесткие алгоритмы действий всей таможенной вертикали (центральный аппарат — региональные таможни — таможенные посты).
А нам вместо этого показывают эффектные зрелища типа обысков и кадровых рокировок, которые могут оказаться не более чем переделом сфер влияния. И такая борьба скорее вызывает вопросы, чем дает ответы.