Начало эпохи бедности. Почему Малюська не растрогал украинцев своей маленькой зарплатой

Похоже, жалобы высших государственных чиновников на низкие зарплаты становятся настоящим трендом украинской политики "эпохи Зе". Впрочем, предмет обсуждения далеко не нов, да и выводы о новом качестве нашей элиты делать несколько преждевременно
Фото: facebook.com/Денис Малюська

Следом за министром экономразвития Тимофеем Миловановым, который публично пожаловался, что его министерской зарплаты ему хватает разве что на такси, с жалобами на низкую оплату своего труда выступил министр юстиции Денис Малюська. Дескать, его зарплата под стать его фамилии - хорошая, но очень уж маленькая. В последний месяц, например, вместе с надбавками Малюська получил примерно 29 тыс. грн, а на семью из четырех детей тратить приходится не менее 100 тыс. в месяц. В общем приходится теперь министерской семье отказывать себе во многом, стараясь экономить, благо есть в распоряжении министра юстиции кое-какие сбережения, позволяющие пока не оказаться на паперти.

Тем не менее если зарплату Малюське не подымут хотя бы до 80 тыс., тут грозит, что надолго его не хватит и придется искать себе несколько более высокооплачиваемую работу. Ну а дальше министр ударился в рассуждения о том, что бедность, в которой он оказался, - результат глобальных перемен в украинской власти, начавшихся после победы Зеленского на выборах.

Дескать, все понимают, что "правительство, которое получает мизерную заработную плату, живет за счет чего-то другого. Это могут быть только взятки или дополнительные неформальные расходы под какие-то обязательства. Мы так не работаем. Соответственно, у нас нет другого выхода, кроме как повысить заработную плату".

С рассуждениями Малюськи сложно не согласиться. Прокормить семью с четырьмя детьми на 29 тыс. грн и правда сложно, да и мизерная зарплата на украинской госслужбе - всем давно известный факт. В последнее время, правда, стали делать исключения для антикоррупционных органов, что, впрочем, общей картины не слишком изменило. Так что Малюське, Милованову и другим "зубожілим" чиновникам из Зе-команды можно было бы посочувствовать и поддержать их в стремлении получать достойную высоте оказанного им доверия зарплату. Однако делать какие-то слишком глубокомысленные выводы о новом мышлении министров, в котором больше нет места коррупции, наверное, не стоит. И вот почему.

Автору этих строк довелось в свое время достаточно близко пообщаться со многими достаточно высокопоставленными чиновниками в органах государственной власти в те далекие времена, когда коррупция вполне считалась частью неписанного социального договора между народом и элитой. Согласно этому договору последние как бы имели право воровать, но не более, чем позволяло место в бюрократической иерархии и при условии, что чиновник не будет забывать об исполнении прямых государственных обязанностей, в кои входила и "забота о простом народе". Так вот, среди многих допущенных к должностям, связанным с использованием бюджетных средств существовало опять-таки неписанное "золотое правило": какие бы коррупционные возможности не открывала перед тобой твоя должность, ты просто обязан требовать для себя максимально высокой заработной платы. Ведь если ты этого не делаешь, демонстрируя полную незаинтересованность в официальной оплате своего труда, ты практически делаешь явку с повинной, признавая, что пришел на госслужбу исключительно воровать. Так что стенания Малюськи отнюдь не новы, просто раньше чиновники в большинстве случаев на зарплату жаловались непублично.

Мы, разумеется никоим образом не осмеливаемся утверждать, что Малюська или кто-то другой в нынешнем правительстве не чист перед законом, но из-за одних только жалоб на низкую зарплату и материальные трудности делать вывод о приходе к власти политиков принципиально нового качества также оснований нет.

Ну и нельзя не отметить, что Малюська, как и Милованов, должны были быть достаточно осведомлены о размерах зарплат министров еще на стадии претендования на высокие посты в государстве. И как минимум должны были бы быть готовы к тому, что на госслужбе им придется работать не за деньги и не ради денег, а как бы пафосно это ни звучало, для государства, простых людей или собственного честолюбия. Если, конечно, им и правда абсолютно чужды идеи коррупции. Для "слуг народа", в отличии от их избирателей, приход во власть - это не "конец эпохи бедности", а ее начало. Так что сегодняшние жалобы на низкую зарплату звучат как-то странно. То ли эти жалобы не искренни, то ли наши министры совсем уж наивны.

Ну и напоследок, Малюське с Миловановым не плохо было бы напомнить, что это для них 29 тыс. в месяц - это мизерная зарплата, на которую невозможно жить. Многие из избирателей и Зеленского, и "Слуги народа" относятся далеко не к украинскому среднему классу, довольствуясь доходами заметно более скромными, чем у министров. У этих людей публичные жалобы министров на зарплаты, о которых они лишь мечтают, ничего, кроме раздражения, вызывать не могут.