На Южном фронте перемены. Состоится ли пробный штурм Новоазовска
Последние дни линия противостояния на Донбассе внезапно взорвалась на одном из стратегически важных направлений - на юге, под Мариуполем. Боевые действия тут никогда не прекращались, однако, последние пару месяцев все внимание как командования российско-террористических войск, так и ВСУ, было приковано к авдеевской "промке" и Светлодарской дуге. В районе Широкино происходили только "вялые" перестрелки. А тут резко увеличилось как количество обстрелов, так и активизировались действия ДРГ. Причем кроме 120-мм минометов в ход пошли и 152-мм САУ на весьма широком участке - от Саханки до Павлополя.
Так, только 10 октября на одном участке Водяное - Широкино противник буквально за час выпустил около двухсот снарядов и мин из "Гвоздики", 120-мм и 82-мм минометов. И это не считая БМП, СПГ и гранатометы.
Такое обострение на фоне общего перемирия и недюжинной дипломатической активности вызывает целый ряд вопросов - начиная от того кому выгодно и заканчивая чисто коспирологическими версиями дальнейшего развития событий.
Как ни странно, но у этого локального обострения есть и вполне конкретные стратегические цели. Прежде всего, конечно, это контроль над Мариуполем. Естественно, от планов заполучения сухопутного коридора в Крым и лобового штурма города боевики и их российские кураторы отказались уже очень давно - на дворе уже не лето 2014 года: и украинская армия смогла создать три линии обороны, да и количество проукраинского населения портового города выросло в разы. Но держать в напряжении ВСУ угрозой обстрела города и пригородов (как это бывало не раз в 2015 году) вполне реально.
Тем более, что вполне акутальным остается довольно старый план боевиков по прорыву украинской обороны в районе Пищевика - Гнутово и созданию угрозы с севера коммуникациям мариупольской группировки украинских сил. Но учитывая, что это направление представляет собой практически голую степь без естественных преград, то есть по географическому признаку считается танкоопасным, то вряд ли у генералов Генштаба не припасено пару-тройку сюрпризов для противника, если тот решится на прорыв украинской обороны с помощью танковых соединений.
Но кроме регулярных и сейчас достаточно массированных обстрелов других признаков возможной конфронтации нет - с другой стороны фронта здесь по прежнему базируется "9-й полк армии ДНР" с довольно посредственной дисциплиной и явно недостаточным ударным компонентом. Чего стоит только недавние сообщения "говорящей головы" Басурина о захвате в этом районе очередных боевиков из состава полка (кстати, не получивших никаких комментариев с нашей стороны), да и до сих пор на слуху случай, когда около десятка таких "горе-военных" попали в плен к "правосекам". Никаких объективных данных о переброске дополнительных сил и средств на сегодня нет.
С другой стороны ряд военных экспертов высказывает мнение, что южное направление в ближайшее время может оказаться полигоном для ВСУ в плане возможного "пробного камня" по силовому решению вопроса реинтеграции оккупированных территорий. Возможности для этого у южной группировки есть - уже давненько тут сосредоточены танковые резервы сразу двух танковых бригад, недавно прошла ротация, серьезное усиление получили морпехи, дислоцированные в Мариуполе. Да и расстояние к государственной границе за Новоазовском и Седово как бы не самое малое на всем протяжении линии противостояния.
Другой вопрос - есть ли политическая воля и согласие Запада на такие достаточно резкие шаги. На фоне усиления антироссийской риторики западные партнеры думаю могли бы "закрыть глаза" на небольшую локальную операцию как было, например, на Светлодарской дуге, но не на столь масштабное нарушение хоть хрупких, но реальных мирных договоренностей. Поэтому этот вариант хоть и не стоит сбрасывать со счетов, однако вряд ли стоит считать на сегодня реалистичным.
И еще один интересный момент - на сегодня на мариупольском направлении нет подразделений полка "Азов" - они по некоторым данным выведены на один из полигонов на боевое слаживание. И тут же происходит два события: резкое обострение на их участке ответственности и широко разрекламированное создание политической партии на базе членов общественной организации "Гражданский корпус "Азов", ветеранов полка "Азов" Национальной гвардии и волонтеров. Новая партия позиционирует себя как собирательница всех националистических сил Украины. Под это запланирован марш "Азова" в Киеве 14 октября. И тут обстрелы на их "родном" мариупольском направлении. Боевики дразнят "азовцев"? Хотят спровоцировать на какие-то беспорядки в Киеве? Или "гибриды, не желая того, наоборот дают им некое моральное подспорье в партийном строительстве?