Японский почтальон. Во что самураи превратили бы "Укрпошту" и Ощадбанк
В результате продажи части госпакета акций Japan Post Holdings удалось привлечь порядка $11,6 млрд, или 1,3 трлн иен. Акции были проданы по рыночной стоимости. Кстати, спрос на них почти в два раза превысил предложенный объем, а 80% ценных бумаг было приобретено японскими инвесторами, преимущественно физическими лицами.
Необходимость приватизации Japan Post вызревала уже достаточно давно и была одним из главных камней преткновения в политической борьбе основных японских партий, формирующих большинство в парламенте. Достаточно сказать, что в 2005 г. отказ депутатов голосовать за приватизацию Japan Post привел к досрочным парламентским выборам. По их результатам премьером стал Дзюнъитиро Коидзуми, он утвердил план почтовой приватизации, согласно которому уже в 2017 г. почта должна была перейти в руки частных инвесторов.
В общей сложности правительство планировало привлечь за счет частичной приватизации до $90 млрд.
Пока удалось провести два успешных раунда IPO, в результате которых было реализовано по 11% акций. Прошлое размещение состоялось в 2015 г. и составило $12 млрд, что стало своеобразным мировым рекордом того года. Для сравнения, выпуск акций испанской компанией - оператором аэропортов AENA позволил привлечь $3,8 млрд, а размещение итальянской почты - $3,4 млрд. Да и в плане исторической статистики подобный выпуск смотрится очень неплохо: больше получилось только у компании Alibaba из Китая, работающей в сфере интернет-коммерции, она умудрилась в 2014 г. сорвать куш в размере $25 млрд. Что касается продажи государственных пакетов, то для Японии это второй успех после частичной приватизации Nippon Telegraph в конце 1980-х, когда удалось привлечь $13,6 млрд.
Что же представляет из себя Japan Post? На данный момент - это чрезвычайно эффективный сплав трех основных направлений бизнеса. Глобальный почтовый холдинг включает в себя Japan Post Bank, Japan Post Insurance и Japan Post Services. Суммарная рыночная капитализация трех направлений составляет примерно $150 млрд. В рейтинге мировых компаний Fortune Global 500 японская почта неизменно пребывает в первой-второй десятке с размеров активов до $4 трлн. Количество сотрудников холдинга превышает 200 тыс.
Japan Post Bank занимается открытием счетов для клиентов - японских граждан, хранит депозиты населения и осуществляет денежные переводы. Этому финансовому учреждению законодательно запрещено выдавать кредиты, его активы формируются из суверенных облигаций Японии, акций и облигаций зарубежных компаний, корпоративных облигаций японских предприятий и депозитов. На долю почтового банка приходится около 62% прибыли всего холдинга. Население доверило ему свои вклады на сумму $1,5 трлн, это 20% всех сбережений японцев в финансовой системе страны.
На данный момент банк управляет активами, превышающими 200 трлн иен, из которых 23% - это депозиты и остатки на текущих счетах в других банках, 53% - гособлигации, 19% - инвестиции в иностранные финансовые инструменты и 5% - вложения в японские корпоративные облигации. Таким образом, почтовый холдинг выполняет уникальную функцию по абсорбции свободных финансовых накоплений населения и трансформации их в государственные обязательства, которые транзитом через министерство финансов попадают в экономику в виде социальных программ, инфраструктурных проектов и государственных закупок. В качестве диверсификации рисков часть накоплений уходит на международный рынок капитала, а также в реальный сектор экономики Японии (покупка корпоративных облигаций, которые выступают альтернативой кредитованию).
В то же время часть ликвидных денежных средств в виде депозитов и остатков по счетам представляет из себя довольно внушительную "подушку безопасности", способную компенсировать любые разрывы текущей ликвидности даже в условиях кризиса.
Учитывая, что на японских суверенных облигациях особо не заработаешь (их доходность колеблется около нуля, а зачастую бывает и отрицательной), Японскому почтовому банку было разрешено учредить специальный инвестиционный фонд, ресурсная база которого формируется за счет доходов банка и составляет порядка $400 млрд. Спектр активных операций этого инвестфонда более широк: он может вкладывать свои средства по всему миру, например в хедж-фонды, недвижимость, инфраструктуру и т. д.
Japan Post Insurance - это страховая компания, которая осуществляет страхование жизни населения и зарабатывает более 16% прибыли холдинга. Наконец, Japan Post Services - это непосредственно почта, которая приносит почти 22% позитивного финансового результата.
Естественно, пример японской почты для нас интересен не только в контексте "что там у японцев", но и применительно к Украине. Главный вопрос здесь: почему японский бог изобилия Хотэй регулярно приносит японцам золотые монетки, а к нам носа не кажет...
Как объяснить тот факт, что в Стране восходящего солнца почта является крупнейшей национальной компанией, а почтовый банк аккумулирует пятую часть сбережений населения, а украинский аналог этой структуры продолжает прозябать?
И почему, изначально имея в распоряжении таких лидеров рынка, как Ощадбанк (в начале 1990-х аккумулировал большую часть сбережений населения и выступал основным оператором денежных переводов), "Укрдержстрах" (в последующем - НАСК "Оранта" - лидер страхования населения), "Укрпошту" (лидер почтовых отправлений), спустя несколько десятков лет наша страна оказалась с набором никому не нужных и малоэффективных госкомпаний? (За исключением "Оранты", которая была окончательно приватизирована в 2007 г., правда без особого эффекта для государственной казны.)
По итогам прошлого года, операционные доходы "Укрпошти" составили 4,4 млрд грн, против 3,9 млрд грн в 2015-м, то есть примерно $169 млн.
И это в стране с населением в 40 млн человек. Что касается прибыли, то если в 2015 г. удалось с трудом наскрести немногим более 53 млн грн, то уже в 2016-м был зафиксирован убыток в размере 188 млн грн, а за первое полугодие этого года отрицательный результат достиг уже 359 млн грн. При этом на данный момент "Укрпошта" продолжает выплачивать 45% пенсий и осуществляет 28% денежных переводов по стране, хотя ее доля на рынке внутренних и международных посылок сократилась с 63% в 2011 г. до 22% в 2016-м. Тем не менее наша почта дает работу 73 тыс. человек и владеет 11,7 тыс. постоянных отделений.
Что касается Ощадбанка, то, согласно заявлениям его руководителя, около 30% кредитов являются проблемными. Достаточно взглянуть на перечень крупных заемщиков, чтобы понять почему. Да и с депозитами населения в банке стало заметно хуже: по итогам первого полугодия текущего года хранилось 74,6 млрд грн денежных средств населения на депозитных и текущих счетах, то есть 16,8% от общего объема.
Лайфовое страхование населения, как было указано выше, государство благополучно приватизировало. Пока все фантазии наших чиновников относительно стратегии развития "Укрпошти" и Ощадбанка упираются в несколько экзотических идей типа: объединить Ощадбанк и национализированный Приватбанк или получить для "Укрпошти" лицензию на поставку природного газа. Пусть и для своих нужд, но выглядит это весьма странно, ведь с такими новациями можно дойти и до получения "почтовой" лицензии на поставки электроэнергии, воды и тепла. Тоже для своих нужд...
В то же время никто не мешает нам попробовать слепить некую идеальную модель, учитывающую интересы и государства, и потенциальных инвесторов. Такой моделью могло бы стать создание украинского почтово-сберегательного холдинга, объединяющего "Укрпошту" и Ощадбанк в единое целое. Зачем вкладывать дополнительные средства в модернизацию платежной инфраструктуры почты, если все это уже есть в Ощадбанке? Кроме того, отделения почты и банка нередко соседствуют друг с другом даже в небольших населенных пунктах страны и создают никому не нужную конкуренцию в сфере безналичных платежей и переводов. Их объединение позволило бы существенно оптимизировать штатный состав и количество отделений, которые нужно постоянно содержать. Такой холдинг мог бы включить в себя почтово-сберегательный банк (на базе Ощадбанка), почтовый сервис (на котором должна сфокусироваться "Укрпошта") и страхование населения (лайфовое, накопительное страхование жизни). Что касается последнего направления, то его, естественно, придется запустить с нуля, используя для этого операционную базу того же Ощадбанка.
Естественно, при создании такой структуры необходимо сформировать существенные ограничители: отказ не только от кредитования условных энергоатомов и железных дорог, но и кредитования вообще.
Для инвестирования в реальный сектор экономики будущий холдинг мог бы создать за счет прибыли специальный инвестиционный фонд и управлять им. Кроме того, необходимо будет адаптировать лучшие практики корпоративного управления, для чего понадобится помощь международных финансовых организаций: они могли бы стать и первыми владельцами акций, проданных частным инвесторам (15-20% капитала). За счет такой пробной эмиссии холдинг способен привлечь порядка $100-200 млн средств международных банков, например ЕБРР или МБ, которых вполне хватило бы для реализации всех основных этапов реформ без задействования бюджетного субсидирования.
Приблизительно через три-пять лет новый почтово-банковский холдинг Украины мог бы занять до 30% рынка вкладов населения, до 40% рынка безналичных расчетов, а также внутренних и международных посылок, а его акции стали бы надежным инструментом для размещения активов негосударственных пенсионных фондов. Возможно, тогда Украина и смогла бы разместить свой рекордный выпуск акций на международных рынках (IPO), а проблема постоянной докапитализации Ощадбанка и покрытия убытков "Укрпошти" навсегда осталась бы в прошлом, то есть в нашем сегодняшнем дне.