На пути к демократуре. Чем системные либералы из команды Зе похожи на своих "братьев" из России
"ДС" продолжает цикл статей, анализирующих возможности движения Украины к демократуре. Что это такое, еще 27 лет назад рассказал швейцарский политолог-африканист Макс Линижер-Гума в своей книге "Демократура: замаскированная диктатура, подмененная демократия", вышедшей в Париже. Подчеркнем, имеется в виду не смесь демократии и диктатуры, не промежуточная стадия между ними, а чистая диктатура, но в демократической обертке.
Кабинет Министров во главе с премьером Алексеем Гончаруком придумал себе хештег #УрядТехнократів. Под ним он обнародовал, в частности, свою программу деятельности. Если этот документ будет одобрен парламентом, правительство получит годичный иммунитет от отставки. Ввиду этого весьма актуален вопрос, почему же Зе-команда решила назвать свой Кабмин не правительством президента Владимира Зеленского и не правительством партии "Слуга народа", а именно правительством технократов, нарочито дистанцируясь и от президента, и от его партии.
Ответа, в общем-то, два. Во-первых, сам Зеленский в силу своей биографии никак не годится на роль технократа. Да и в руководстве его партии заправляет кто угодно, только не профессионалы из научно-технологической сферы. Поэтому президенту и его партии понадобилось продемонстрировать населению и бизнесу, а в особенности западным инвесторам и кредиторам: сами мы, быть может, не шибко разбираемся в экономике и всяких продвинутых вещах, зато правительство у нас умное.
Во-вторых, задача правительства - быть оберткой, то есть прикрытием для реальных субъектов власти - главных акционеров Зе-команды. В то время как в парламенте монобольшинство "Слуги народа" без особых дискуссий голосует законы, написанные в президентском офисе, правительство аналогичным образом штампует постановления и распоряжения, согласованные на Банковой различными центрами влияния.
В свое время в России подобную роль в установлении и упрочении автократического режима Путина играли так называемые "системные либералы", к которым причислялись и технократы. Позволим себе процитировать российского политолога Лилию Шевцову (она неоднократно выступала в поддержку Украины, в сентябре 2014 г. вместе с рядом западных и украинских экспертов подписала письмо с призывом усилить западные санкции против России за вторжение в Украину).
Еще в 2010 г., говоря об основных факторах, которые блокируют российскую трансформацию, она констатировала: "Первый блокиратор существовал в 1990-е и продолжает действовать и сегодня. Правда, его влияние менялось на протяжении двадцатилетия. Но именно этот блокиратор создает среду для гниения. Я его называю "системный либерализм". Речь идет о либеральной риторике, фразеологии, слоганах и так далее, которые используются властью для маскировки антилиберальной, антидемократической политики. И сюда же давайте включим технократов, которые были в ельцинском правительстве, затем перешли в путинское правительство и продолжают управлять экономикой. Обслуживая единовластие, они, по сути дела, дискредитируют идеи демократии и либерализма. Пока у нас существует явление "системного либерализма", а также готовность интеллигенции быть кооптированной в околовластные структуры и обслуживать власть, - вряд ли мы сделаем шаг к реальной трансформации".
Теперь свои системные либералы есть и у нас. В Зе-правительстве самые яркие из них - это сам премьер Алексей Гончарук, его давние соратники министр юстиции Денис Малюська и министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель, а также министр финансов Оксана Маркарова, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов и министр по делам цифровой трансформации Михаил Федоров. К этой же категории относятся гендиректор госконцерна "Укроборонпром" Айварас Абромавичус и глава Государственной таможенной службы Максим Нефедов.
Они делают вид, что заняты исключительно своими профессиональными обязанностями. Дескать, именно поэтому им совершенно нет дела до системной автократии в действиях нынешней власти, будь то работа парламента в режиме бешеного принтера или превращение силовых структур и антикоррупционных органов в инструмент подавления и предотвращения оппозиционных выступлений.
Это радикально отличает наших Зе-либералов, как и российских системных либералов, от натуральных западных либералов. На Западе и, в частности, в Европе либерализм - это прежде всего политические ценности, а не технологии менеджмента. И уж поскольку свое название либерализм берет от латинского слова liberalis - свободный, то западный либерал не сможет работать во властной структуре, нацеленной на то, чтобы подмять и поглотить свободный рынок, обрезать и обесценить права и свободы человека и гражданина.
Впрочем, либералы нужны Зе-команде не только в качестве обертки. Это еще и удобный козел отпущения, на которого можно будет списать любые неудачи. Стоит сказать, что неудачи сейчас множатся: провалены переговоры с МВФ, иностранные инвестиции начали убегать из Украины, с каждым месяцем растет недоимка в госбюджет, а новшества налоговой политики вызвали нешуточный переполох у физлиц-предпринимателей. Все это повышает вероятность того, что правительство технократов если не прямо сейчас, то через год будет заменено на какое-нибудь другое.
Первым звоночком можно считать отставку секретаря СНБО Александра Данилюка, который тоже считался одним из главных либералов в Зе-команде. Сам Данилюк объяснил свой демарш протестом против возможных уступок Коломойскому в спорах вокруг Приватбанка и заявил, что если власть проигнорирует его предостережение, "то украинцам надо волноваться".
На даже в случае отставки нынешнего правительства несколько Зе-либералов наверняка сохранят свои властные позиции. Например, та же Оксана Маркарова пока что практически незаменима: по сути, на ней держится процесс подготовки бюджета-2020, и она же необходима для переговоров с МВФ.
Может быть спокоен за свое будущее в Зе-команде Михаил Федоров. При любом раскладе он будет нужен Зеленскому, чтобы опробовать на миллионах украинских избирателей таргетированную политическую онлайн-рекламу. Еще одна возможная сверхзадача цифрового министра - создать удобные для пользования властью интернет-заменители референдумов. Да, это совсем не то или даже противоположно тому, чем занимаются либералы и технократы на Западе. Но это то, что должно помочь Зе-команде сохранять и усиливать свой контроль над мозгами украинцев даже тогда, когда регулярных внушений через телевизор будет уже недостаточно.
Читайте также: