• USD 41.7
  • EUR 43.7
  • GBP 53
Спецпроекты

"Мягкая капитуляция". Почему Зеленский заговорил о замораживании войны

Банковая имеет уже три перспективных суррогата на ближайшее время вместо полноценного членства в НАТО в неопределенном будущем

Владимир Зеленский, Эммануэль Макрон и Дональд Трамп в Париже 7 декабря 2024 года
Владимир Зеленский, Эммануэль Макрон и Дональд Трамп в Париже 7 декабря 2024 года
Реклама на dsnews.ua

Долгое время Банковая продвигала две геополитические инициативы: второй саммит мира и План победы. Обе инициативы были призваны принудить Россию к миру. Второй саммит мира задумывался как инструмент глобального дипломатического давления на Москву, для этого планировалось собрать лидеров почти сотни стран мира. В отличие от него, План победы был рассчитан прежде всего на страны НАТО — они должны были пригласить Украину в свой альянс и обеспечить всестороннее военное усиление.

В декабре мы видим, что обе инициативы фактически отправлены в утиль. Идут лихорадочные поиски нового (третьего) формата, который бы как минимум не раздражал избранного президента США Дональда Трампа. И Владимир Зеленский уже озвучил вариант замораживания войны. Но прорабатываются и другие идеи.

Ни саммита, ни плана

Два месяца назад, 10 октября, президент Франции Эммануэль Макрон принимал в Париже своего украинского коллегу. На совместном брифинге после переговоров Зеленский заявил, что второй саммит мира должен состояться в ноябре. "Я не знаю точной даты, я думаю, никто не знает сегодня. Но мы подготовим все, что мы решили, в начале ноября", — анонсировал он.

Ноябрь прошел — а второго саммита мира все нет. На официальном сайте президента Украины последнее упоминание об этой инициативе датировано 28 ноября. В тот день заместитель руководителя ОП Игорь Жовква сообщил: "Мы считаем, что второй саммит мира должен состояться в ближайшее время. Наши предложения на столе, мы дискутируем о них со всеми ключевыми лидерами". То есть инициатива застопорилась.

А вскоре выяснилось, что она уже и не дискутируется. Например, ее могли бы обсудить Зеленский, Макрон и Трамп во время своей знаменитой встречи в Париже 7 декабря. Но они этой темы не коснулись. По крайней мере, ни один из трех участников, рассказывая журналистам о разговоре, ни словом не упомянул никакой саммит мира (ни первый, ни второй).

План победы тоже никто из них не упомянул. Хотя Зеленский 27 сентября лично представил этот документ Трампу и 10 октября Макрону. "Договорились обработать план вместе с союзниками в ближайшее время", — сообщил сайт Зеленского 10 октября.

Реклама на dsnews.ua

Но на трехсторонней встрече 7 декабря обсуждался совсем другой план: не победы Украины, а замораживания войны.

"Он хочет прекращения огня"

На следующий день Трамп в телефонном интервью газете New York Post рассказал, что он услышал от Зеленского. "Он хочет прекращения огня. Он хочет заключить мир. Мы не обсуждали детали. Он думает, что пришло время, и Путин должен думать, что пришло время, потому что он проиграл — когда вы теряете 700 тысяч человек, время пришло. Это не закончится, пока не наступит мир. Я разрабатываю концепцию того, как положить конец этой нелепой войне", — сказал он.

"ДС" уже писала, в какую игру играет Зеленский с Трампом. Суть игры в том, что Зеленский взял себе роль "мистера Да", который соглашается с требованием Трампа быстро заморозить войну и оставляет Путину роль "мистера Нет". По результатам встречи 7 декабря мы видим, что эта тактика работает: Трамп убедился, что Киев хочет мира, и теперь ждет такого же желания от Москвы.

Сам Зеленский подтвердил, что он хочет мира. "Мы все хотим, чтобы был мир. Но для нас очень важно — и это наша позиция — чтобы мир был справедливый для всех нас и чтобы не было возможности у России, у Путина или еще у каких-то агрессоров когда-нибудь вернуться. И это самое главное — справедливый мир и гарантии безопасности, сильные гарантии безопасности для Украины", — подытожил он на своем сайте.

Впрочем, тут важно, какой смысл он вкладывает в слова "справедливый мир" и "гарантии безопасности".

"Мягкая капитуляция"

9 декабря выяснилось, что под "справедливым миром" можно понимать и замораживание войны. Комментируя сообщения о том, что Трамп хочет заморозить российско-украинскую войну, Зеленский подтвердил, что именно это обсуждали он с Трампом и Макроном 7 декабря. "Когда мы говорим о заморозке конфликта, если между нами, то мы об этом говорили. Я сказал, что мы более, чем кто-то в мире, хотим завершения войны, и безусловно, дипломатическое завершение войны принесет больше сохранения жизней, и мы хотим этого", — сказал он.

Раньше слова о заморозке войны были табуированы. "Украина никогда не согласится ни на один из вариантов замороженного конфликта, ни на один! Наоборот, Украина поможет нашей Формулой мира всем остальным народам мира, стремящимся к настоящему, справедливому миру", — провозгласил Зеленский в Верховной Раде 28 июня 2023 года. "Никакого замороженного конфликта", — подтвердил он 6 сентября 2024 года в Италии на форуме "Амброзетти".

1 октября эту позицию подробно обосновал советник руководителя ОП Михаил Подоляк в эфире 24 канала. По словам Подоляка, предложение заморозить конфликт является идеей "мягкой капитуляции". "Если Россия останется на территории, которая является оккупированной, то в Кремле не произойдет никаких изменений, а агрессор будет чувствовать себя победителем. Россия будет продолжать инвестировать в свои милитарные, пропагандистские программы и не откажется от плана показательно уничтожить Украину", — пояснил он.

Теперь акценты сместились. Чтобы убедить Трампа в своем миролюбии, Зеленскому пришлось согласиться на замораживание войны, то есть фактически на мягкую капитуляцию, как это очень точно подметил Подоляк. Но тут нужно сказать два "но".

Первое "но" — это Путин. Как уже говорилось, игра Зеленского состоит в том, чтобы Путин в глазах Трампа выглядел "мистером Нет". Если Путин будет играть эту роль, то никакой заморозки войны не будет.

Второе "но" — это гарантии безопасности. Для Банковой это сейчас последняя надежда. Если Путин согласится на заморозку, то Зеленский не сможет отыграть назад и отказаться от своих слов. И его единственным аргументом для народа будут именно гарантии безопасности. Если он их получит, то сможет сказать украинцам: да, мы вынуждены согласиться на мягкую капитуляцию, и это совсем не тот справедливый мир, о котором мы мечтали, но все-таки мы воевали не зря — мы получили от Запада надежные гарантии, что Путин больше не нападет, а если нападет, то Запад встанет на нашу защиту.

Получить такие гарантии — это и есть сейчас главной заботой Банковой.

Три варианта без НАТО

"Мы убеждены, что единственной реальной гарантией безопасности для Украины, а также сдерживающим фактором для дальнейшей агрессии России против Украины и других государств, является лишь полноправное членство Украины в НАТО. Имея за плечами горький опыт Будапештского меморандума, мы не согласимся ни на какие альтернативы, суррогаты или заменители полноправного членства Украины в НАТО", — заявило министерство иностранных дел Украины 3 декабря.

Однако понятно, что полноправное членство в НАТО нельзя получить быстро. И совершенно нереально получить его до подписания мирного соглашения с Москвой. Поэтому Банковая сейчас ищет именно альтернативы, суррогаты и заменители — то есть то, на что мы, как сказано в заявлении МИД, "не согласимся".

Сейчас на Банковой обсуждаются три идеи. Это не секрет: о каждой из них публично объявил сам Зеленский.

Первую идею еще зимой, 26 февраля, озвучил Макрон: отправка в Украину французских войск. Зеленский ответил на это 11 марта в эфире французского телеканала BFMTV: "Пока Украина держится, французская армия может оставаться на французской территории". И он пообещал французам: "Ваши дети не будут умирать в Украине".

Прошло девять месяцев — и Зеленский скорректировал свою позицию. "Мы можем подумать и поработать над позицией Эммануэля. Он предлагал, чтобы какая-то часть войск той или иной страны присутствовала на территории Украины, которые гарантировали бы нам безопасность, пока Украина не в НАТО", — написал он в своем ТГ-канале.

Вторую идею предложил Фридрих Мерц — лидер ХДС, партии, которая может прийти к власти в Германии после выборов 23 февраля 2025 года. В ходе визита в Киев 9 декабря он рассказал Зеленскому об идее создания контактной группы с участием Германии, Франции, Великобритании и Польши с целью восстановления справедливого и продолжительного мира для Украины. Зеленский предложил включить в эту группу Данию, а в вечернем видеообращении к украинцам поделился энтузиазмом: "В ближайшее время организуем встречу координационной группы для Европы. Важно, чтобы все происходило в единстве. Наш подход к такой группе — по меньшей мере, Германия, Франция, Британия, Италия, Польша, надеемся, будет Дания, другие партнеры. Политическая координация, имеющая значение. Единство, которое дает успех. Нам всем нужен подлинный мир".

Его пресс-секретарь Сергей Никифоров пояснил, что Украина собирает ключевых европейских партнеров, которые вместе с США способны обеспечить максимальное усиление нашего государства. "Окончательный перечень участников еще формируется, но это страны, обладающие дальнобойными способностями, страны, которые делают крупнейшие инвестиции в украинское производство оружия, и страны, от которых зависит наше будущее в НАТО, — сказал он агентству "Интерфакс-Украина". — Украина планирует провести эту встречу в декабре для координации, выработки общей позиции, обеспечения того, чтобы быть сильной при любом развитии событий и на переговорах, и на поле боя".

А третью идею Зеленский обсудил 9 декабря на встрече в Киеве с премьер-министром Эстонии Кристеном Михалом. Как рассказал сайт Зеленского, Украина получила приглашение принять участие в саммите JEF (Joint Expeditionary Force — Объединенных экспедиционных сил), который состоится в Таллинне 16-17 декабря. Зеленский поблагодарил за приглашение и отметил, что у Украины есть все основания стать членом этой важной организации.

Сейчас членами JEF являются 10 стран на севере Европы: Великобритания, Дания, Эстония, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция. Эта организация предназначена именно для военных операций, о чем говорит уже само ее название. Лидер JEF — Великобритания, и действительно ли она хочет принять Украину в JEF — это выяснится на саммите в Таллине.

    Реклама на dsnews.ua