• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

"Мы просто делаем свою работу". Что не так с целями и задачами наших спецслужб

Совсем недавно общество было шокировано историей о том, как 30 сотрудников СБУ подглядывали за новогодней вечеринкой одной журналистской команды. Но оказывается, у правоохранителей бывают и другие интересные способы проводить время на службе

Пресс-служба СБУ
Реклама на dsnews.ua

"Вакханалия правоохранителей, особенно местечковых"

В ночь на 13 февраля россияне совершили массированную атаку на город Днепр. "Шахед" попал в Приднепровскую ТЭС на левобережье. В результате "прилета" произошел масштабный пожар и сильно повреждено оборудование. "Энергоблоки отключились, станция разгрузилась и прекратила производство электроэнергии", — сообщило Минэнерго.

Это не первое попадание в жизненно важную инфраструктуру Днепра — и, к сожалению, вряд ли последнее. В такой ситуации, казалось бы, все местные подразделения центральных органов власти вместе с городским самоуправлением должны думать об одном: как побыстрее преодолеть последствия обстрела.

Однако городской голова Днепра Борис Филатов с ночи и до вечера 13 февраля был вынужден оперативно реагировать не только на вражеский обстрел. Параллельно ему пришлось реагировать на действия местных правоохранителей.

В первому часу ночи 13 февраля, сразу после российского удара по ТЭС, Филатов выступил с обращением, которое нет смысла пересказывать, лучше процитировать:

"Я пишу этот пост, когда энергосистема Города и вся инфраструктура держится на "ниточке".

Уважаемые керманычи, политические лидеры, министры и спецслужбисты.

Реклама на dsnews.ua

Пожалуйста, уберите до конца войны своих собак.

Всех тех, кто прикручивает камеры наружного наблюдения под воротами коммунальных предприятий, ищет "ОЗУ" [організоване злочинне угруповання], издевается над людьми, придумывает уголовные дела, зарабатывает лайки, погоны, звания и премии.

У нас каждый раз, если не ракета, то "Шахед", а все, кто может устранить аварию, — или под ночным домашним арестом, или без брони ТЦК.

Граждане начальники, уберите своих мусоров.

Христом Богом прошу".

Утром Филатов написал продолжение ночного поста. Рассказал о "двух вселенных, которые не пересекаются". Одна вселенная — это срочные работы, которые ведутся на левом берегу: "Из-за ночного обстрела мы эвакуируем одну из больниц, сливаем систему отопления и вывозим немалое количество паллиативных больных. Также закрываем школы. По прогнозам в ближайшее время ожидается похолодание, а удержать систему не получится".

А вторая вселенная — это то, чем занимаются люди на службе у государства. "Вчера сотрудники СБУ (!) целый день провели на городской свалке (!!), измеряя рулеткой спиленные ветки и надеясь найти там хищение дров", — сообщил Филатов.

Судя по его словам, это обыденная практика правоохранителей по всей стране. "Между мной и Банковой ничего не произошло, и ни о каких "командах из центра" о себе я не слышал, — специально подчеркнул Филатов. — Я просто сижу в Днепре, занимаюсь городом и занимаюсь войной. И просто хочу, чтобы в стране прекратилась вакханалия правоохранителей. Особенно — местечковых".

Впрочем, даже если создают проблему исполнители на местах, решать ее должны наверху. То есть руководители СБУ, Нацполиции, ГБР, НАБУ, а также Офиса генпрокурора и САП должны установить для своих сотрудников два и только два приоритета: 1) максимально вредить врагу и 2) ни в коем случае не вредить Украине. А всех, кто видит для себя другие приоритеты, жестко наказывать.

Если бы это делалось, тогда, наверное, никакие правоохранители ни в каком городе не смели бы блокировать работу коммунальных предприятий и сажать под домашний арест специалистов, необходимых для устранения аварий. И сотрудники СБУ были бы заняты более важными (с точки зрения интересов государства) делами, чем бродить по городской свалке в надежде найти доказательства хищения дров.

А вот почему эти два приоритета до сих пор не установлены — это помогает понять другая история, которая разворачивается в эти же дни.

"Не будет ни боеприпасов, ни денег"

Речь идет об истории вокруг Сергея Пашинского и возглавляемой им Национальной ассоциации предприятий оборонной промышленности Украины (NAUDI). Если бы это была история об одном Пашинском, то ее, наверное, можно было бы считать его личной проблемой. Но если это история о NAUDI — то это уже проблема для обороноспособности Украины.

NAUDI объединяет 42 предприятия оборонной промышленности. Они задействованы в производстве и поставках артиллерийских систем калибра 155 мм, всей линейки минометов, всех типов боеприпасов от 155 мм до 5,45 мм, беспилотников, станций радиоэлектронной борьбы и пр. К примеру, компания "Украинская бронетехника" сейчас производит около 20 тыс. минометных снарядов ежемесячно и около 100 минометов разного калибра, а также несколько моделей специализированного бронеавтомобиля "Новатор". 20 тыс. снарядов ежемесячно — это 240 тыс. снарядов в год. То есть парализовать производство снарядов в NAUDI — это будет равносильно большой диверсии.

НАБУ, САП и СБУ в один голос говорят, что они "разоблачили преступную организацию, из-за деятельности которой в 2014-2018 годах государство понесло убытки на сумму 967 млн грн". По их словам, организовал эту преступную организацию Пашинский еще весной 2014 года, когда исполнял обязанности главы Администрации президента (обязанности президента тогда исполнял Александр Турчинов). Именно тогда государство конфисковало почти 100 тыс. т нефтепродуктов у структур Сергея Курченко. И теперь Пашинского подозревают в "незаконном присвоении" этих нефтепродуктов.

То есть с тех пор прошло почти десять лет — а посадить Пашинского собрались только сейчас. Причем НАБУ, САП и СБУ не утруждают себя попытками объяснить гражданам, почему они не посадили Пашинского за это дело, скажем, осенью 2019 года, когда он (вместе с другими нардепами прошлого созыва) лишился депутатского иммунитета.

СБУ добавляет поводов для сомнений. Она напоминает о развитии этой истории: "В 2020 году суд принял решение о специальной конфискации в пользу государства вышеупомянутых нефтепродуктов и денежных средств, полученных от их реализации. Однако, по данным следствия, весь объем нефтепродуктов и все вырученные от их реализации средства к тому времени уже были присвоены участниками преступной организации". Да, решение суда вступило в силу в июне 2020 года. И что делали три с половиной года НАБУ, САП и СБУ? Читали-перечитывали судебное решение?

Поскольку правоохранители не захотели объяснять свое странное поведение, это лишь подкрепляет версию Пашинского. Суть ее в том, что эта история — не о нем, а о NAUDI.

Свою версию Пашинский подкрепляет письмами, которые он как глава NAUDI отправил главе СБУ Василию Малюку 7 января и директору НАБУ Семену Кривоносу 18 января. "От патриотично настроенных сотрудников прокуратуры мне стало известно об операции, которую под прикрытием СБУ готовят агенты российского влияния. Мне точно известно, что сейчас одним из департаментов СБУ отрабатывается вопрос обысков по моему месту работы и проживания и возможного вручения мне подозрения с последующим арестом", — предупредил он главу СБУ. А директору НАБУ он сообщил, что "детективом НАБУ Андреем Грушанским было реанимировано уголовное производство от 2014 года по заявлению беглого криминального "подельника" Януковича Курченко с целью сфальсифицировать и предъявить мне подозрение, чем попытаться заблокировать мою деятельность как главы Ассоциации по поставкам оружия и боеприпасов на нужды Сил обороны Украины".

Какая версия ближе к истине — это выяснится в ближайшие месяцы. Если верна версия правоохранителей, то предприятия NAUDI будут спокойно работать. Если же у них начнутся проблемы (у них отберут оборонные заказы или НАБУ и СБУ начнут устраивать маски-шоу) — значит, стоит прислушаться к версии Пашинского.

"Компании — члены Ассоциации сейчас более-менее работают в рамках того маленького бюджета, на который хотят наложить грязные руки коррупционеры от оборонки, — рассказал он в интервью lb.ua. — Бюджет настолько мал (потому что американских денег нет, европейских нет и наших денег тоже нет), что появилась целая концепция у людей, которые за этим стоят, чтобы завысить цену на шести контрактах на 240 млн евро. Это конкретная сумма. Я понимал, что если это произойдет, не будет ни этих боеприпасов, ни этих денег. Именно поэтому — и это грустно говорить — дело против меня инициировали после того, как я неоднократно общался с руководством и детективами НАБУ именно насчет предотвращения коррупции. У меня есть десятки фактов, которые лично передал НАБУ. Вопрос даже не в том, что они завышают. Они получают предоплату — и на этом все. Дальше пусто".

Не обязательно искать тут злой умысел на самом верху, на уровне Банковой или, скажем, на уровне директора НАБУ и главы СБУ. Все может быть прозаичнее. Просто для отдельных правоохранителей до сих пор нет войны. Они "выполняют свои обязанности" и знать не хотят, может ли это помочь врагу и навредить своей стране. Да и премии с повышениями по службе никто не отменял.

Здесь можно вспомнить, как в августе-сентябре прошлого года ГБР на основе выводов Госаудитслужбы возбудило уголовные производства против десятков компаний — поставщиков Минобороны за то, что они получили прибыль, а должны были, по мнению Госаудитслужбы, работать бесприбыльно. И ни Госаудитслужба, ни ГБР не проявляли ни малейшего беспокойства насчет того, что они своими действиями срывают оборонные заказы и что компании без прибыли не могут инвестировать в наращивание производства. На все претензии оба органа отвечали одинаково: мы просто делаем свою работу.

Также и история в Днепре — это не единичный случай. Подобные истории могут рассказать и Виталий Кличко в Киеве, и мэры ряда других городов.

Можно ли это исправить? Сложный вопрос. Если политическая воля расставить перед правоохранителями правильные приоритеты не появилась на Банковой за два года большой войны, то вряд ли она появится впредь.

    Реклама на dsnews.ua