Мутное убийство. Почему в деле "Сармата" может быть большая подстава

Убитый активист-атошник из Бердянска Виталий Олешко и облитая кислотой в Херсоне борец с коррупцией Екатерина Гандзюк - это уже не просто колокольчики, а сигналы о большой опасности

Отдельно остановиться хочется именно на вчерашнем убийстве в Бердянске Виталия Олешко "Сармата", поскольку это преступление может быть очень быстро раскрыт. По крайней мере, об этом заявил заместитель председателя Нацполиции Вячеслав Аброськин, пишет "ДС" со ссылкой на Depo.ua.

Напомним, что Олешко убили на территории его дома. Неподалеку были жена и друзья. Один из них, Андрей Маджаров, был рядом, когда в спину Олешко выстрелил из двуствольного ружья киллер. Именно он и увидел преступника, описав его "человеком с бородой".

Уже через 5 часов после убийства Олешко - главного врага местной власти и нардепа-олигарха Александра Пономарева - подозреваемых поймали. В полиции сообщили детали: "Полицейские остановили автомобиль с четырьмя подозреваемыми в городе Васильевка, Запорожской области. Еще один злоумышленник был разыскан и задержан полицейскими в Бердянске. Все пятеро задержаны в порядке ст.208 Уголовно-процессуального кодекса Украины".

Раньше копов информацию о задержании "слили" журналисты. Юрий Бутусов написал, что группу киллеров задержали возле Приморского в Запорожской области.

"Машина, в которой находилось четверо мужчин, была перехвачена возле села Приморское, Запорожской области, киллеры пытались скрыться, но их задержали и уже успели провести опознание. Свидетель преступления против Виталия Олешко его друг Андрей Маджарово узнал убийцу, его узнали и другие свидетели", - отмечал Бутусов.

Семен Кабакаев отмечал, что поймали киллеров вблизи Мелитополя и выложил фотографии.

Удивление вызывает то, что мужчины на этих фотографиях не выглядят напуганными или агрессивно настроенными против полиции, которая их задерживает. Информация об операции просочилась в СМИ чуть позже. Полиция после убийства Олешко объявила план перехвата в Запорожской и Донецкой областях. Остановив подозрительную машину, "копы" сфотографировали пассажиров и отправили фото на телефон Маджарова, который узнал киллера. То есть, на фотографиях мужчины еще не подозревают о задержании.

Вскоре появились и детали об убийце. Бывший заместитель командира скандально известного подразделения "Торнадо" Николай Цукур узнал на фото снайпера, спортсмена экс-"торнадовца" Артема Матюшина, который впоследствии ушел в "Азов".

"В 2015 году были задержаны семь бойцов "Торнадо" и командир Онищенко Руслан. Я, как первый заместитель командира "Торнадо", возглавил батальон. С личным составом был выведен из зоны АТО в город Боярка, Киевской обл. Со всем личным составом проводили беседы руководство МВД и лично Вадим Троян. Часть бойцов перешли в полк "Миротворец". Артем Матюшин, Денис Зеленкин и Тарас Мовчан перешли в полк "Азов". И не просто перешли, а ночью погрузили спортинвентарь в машину и с личным оружием покинули базу "Торнадо". Утром я обратился с рапортом лично к Вадиму Трояну об исчезновении бойцов и оружия. Рапорт Троян не принял. Сказал, что оружие у него, а бойцов он перевел в подразделение "Азов". На сегодняшний день их судьба неизвестна. Артем у себя на странице в ФБ о "Торнадо" не упоминает, а постит "НацДружины", - отмечал Цукур.

От заместителя министра внутренних дел Вадима Трояна реакции пока не было. Хотя в комментариях к сообщению Цукура горячие головы уже пишут, что подозреваемые в убийстве "Сармата" чуть ли не персональные киллеры Трояна и лидера "Нацкорпуса", "белого вождя" Белецкого. И даже называют их прозвища "Заяц", "Турист" и "Немой". Мол, надо проверить базу "Азова" под Бердянском.

Уже видно, что история с убийство "Сармата" перетекает в плоскость давнего конфликта между "Торнадо", "Азовом" и руководством МВД.

Стоит напомнить, что бойцы роты "Торнадо", включая их командира Руслана Онищенко, были задержаны и арестованы судом 17 июня 2015 г. 18 июня 2015 г. глава МВД Арсен Аваков подписал приказ о расформировании роты. Их обвиняли в ряде тяжких преступлений - пытки, изнасилования, угрозы. Уголовное производство рассматривалось в Оболонском райсуде Киева с конца 2015 года.

В 2017-м экс-командиру роты Руслану Онищенко дали 11 лет, другим бойцам, включая Цукура - от 8 до 10 лет. Сейчас суд рассматривает апелляцию "торнадовцев". Те, между прочим, неоднократно обвиняли Трояна, Белецкого в том, что они в "Азове" формируют группы киллеров. Говорили даже, что одного из основателей "Азова" Ярослава Бабича на самом деле убрали и это не было самоубийством. И никаких доказательств кроме пустых заявлений от "торнадовцев" никто не получил. Поэтому в цена их равна нулю. А вот против них их немало. Как и историй об исчезновении людей на блокпостах "Торнадо".

Но дело не только в этом. Характерным признаком военного времени является увеличение количества людей, которые умеют обращаться с оружием. Так было после Афганистана, когда молодые ребята возвращались домой, понимали, что хорошо умеют убивать, а в 90-х криминальные группировки предлагали им за это быстрые деньги. Сейчас ситуация такая же. Более 300 000 человек прошли через АТО. Они умеют убивать, а профессия киллера в Украине, где процветает криминал, сегодня очень ценится. Происходит своеобразный разрыв шаблона. Если в первые годы войны любой атошник автоматически считался героем, то в последнее время этот образ трансформируется. Убийца Вороненкова был нацгвардейцем. Подрывать Раду с Савченко должны были атошники. Случаев участия в криминальных разборках бывших добробатовцев и участников АТО немало. Это особенность общества, которое пятый год живет в условиях войны.

И важным моментом в деле с убийством "Сармата" являются заказчики. Подозревать в заказе силовиков, как это делают "торнадовцы", будет странно, потому что почему же тогда эти силовики сами и поймали киллеров? Главная подозрение пало на олигарха Пономарева, с которым конфликтовал "Сармат".

Самым интересным в этой истории будет момент, когда убийцы начнут говорить. И чьи фамилии они назовут. Если же среди заказчиков прозвучат люди, связанные с Пономаревым, или же он сам, то у олигарха будут проблемы. Но пока в убийстве остается немало вопросов.

Во-первых, убийцы не слишком прятались. Их поймали через пяьчасов. Киллер не скрывал лицо, татуировки, даже когда убивал "Сармата". Такое впечатление, что он делал все, чтобы его нашли и вовсе не прятался. Или он нереальный дурак и дилетант, или делал это намеренно. При съемке полицией, потенциальные убийцы не выглядят напуганными. Некоторым даже весело.

Во-вторых, как стало известно СМИ, в Запорожье у отдельных "патриотов" и Пономарева мог быть конфликт. В частности, который мог касаться земли, фермеров. Говоря простыми словами - за то, кто будет "крышевать". И в этой истории активист "Сармат", который был врагом Пономарева, мог стать разменной монетой. Его убийство по логике не могло быть выгодным именно Пономареву, потому что автоматически все подозрение падало на него. А вот его конкурентам, наоборот. В этой истории важным моментом станет, сколько дадут убийцам, и когда они выйдут из тюрьмы. Если быстро - выводы делайте сами.

Ну и третий момент - более глобальный. Накануне выборов некоторые пророссийские силы, особенно в регионах, поднимают головы. Именно они могут зачищать активистов-патриотов, которые могут организовать подполья во время возможной военной или политической оккупации. Запорожье, как и Херсонщина довольно уязвимыми к воздействию российской агентуры. Возможно, криминал, который стремится сохранить свои позиции, таким образом начал зачистку наиболее активных своих врагов в среде активистов. А если посмотреть на количество нападений и убийств патриотов в Украине в целом за последние годы, о хронологии которых пишет "Радио Свобода", становится понятно, что это уже опасная тенденция. Которая, возможно, и не приведет к повторению Врадиевки, но может вылиться в увеличение количества убийств активистов в случае дальнейшей безнаказанности заказчиков.

Что может и должна сделать власть? У нее было четыре года, чтобы "приструнить" князьков на местах. Впрочем, как видим, сделать это не удалось. Или не совсем хотелось. А элиты на местах чувствуют себя хозяевами ситуации и полностью безнаказанными. Последнее порождает трагедии, которые происходят сейчас. Эти трагедии вполне могут стать спичкой к разжиганию протестов. А в этот хаос очень легко может вмешаться Россия.