Могло ли не быть ДНР и ЛНР
Всегда легко рассуждать задним умом, однако лишь собранные по крупицам уже свершившиеся факты позволяют постичь закономерности исторического процесса и сделать из этого необходимые выводы. 6 апреля 2014 г. стало поворотным пунктом в новейшей истории украинской государственности, угрозы которой остаются актуальными и по сей день. Ключевую роль в жестком старте так называемой "русской весны" на востоке и юге Украины, безусловно, сыграли российские спецслужбы, заранее и скрупулезно подготовившие операцию по созданию на нашей территории мифической "Новороссии". Впрочем, квазигосударственные образования при тотальном содействии Кремля удалось создать лишь в отдельных районах Донецкой и Луганской областей под названием самопровозглашенных и никем не признанных (даже Россией) "народных республик". Однако сегодня уже стало понятно, что ДНР и ЛНР - долгая песня и перманентный источник нестабильности для Украины, чего, собственно, и добивался Путин.
Год назад мало кто мог представить масштабы военной агрессии со стороны мнимой "братской" Российской Федерации и сопутствующие жертвы, террор, разрушения, голод и страдания на оккупированных территориях Донбасса. Причем пришедшие к власти после победы Майдана над режимом Януковича представители вчера еще украинской оппозиции действительно имели дело с полностью разбалансированной властной вертикалью и деморализованной армией, милицией и СБУ. Хотя там, где новая власть действовала решительно и не промахнулась с теми, на кого смогла реально опереться в трудную минуту, положение дел удалось быстро стабилизировать и заблокировать дальнейшую реализацию путинских планов. Ну а там, где Москве и ее подчиненным на местах удалось навязать Киеву тактику бессмысленных переговоров, в результате началась полномасштабная война.
Начнем по порядку. Ровно год назад, 6 апреля, очередные и весьма немногочисленные митинги пророссийских сепаратистов в Донецке, Луганске и Харькове завершились штурмами важных административных зданий. Ближе к вечеру практически одновременно были захвачены Донецкая и Харьковская облгосадминистрации, на которых тут же водружались российские триколоры, а луганские маргиналы фактически без особого сопротивления штурмовали областное управление СБУ, где впервые захватили множество оружия. Ситуация в Луганске выглядела, мягко говоря, странной, ведь за день до этого СБУшники задержали в городе многочисленную глубоко законспирированную диверсионную группу. Но все эти диверсанты после штурма их соратниками здания луганского СБУ были выпущены на свободу. Для участия в переговорах с захватчиками в Луганск срочно прибыл секретарь СНБО Андрей Парубий, несколько дней звучали угрозы о грядущем вмешательстве украинского спецназа: власть утверждала, что решит сепаратистский кризис в Луганске на протяжении 48 часов. Но все закончилось только освобождением удерживаемых бандитами заложников, а площадь перед местным СБУ превратилась в импровизированный палаточный городок, где сепаратисты вели активную агитацию за провозглашение ЛНР и откуда, собственно, шли в дальнейшем на захват Луганской ОГА, областной милиции и других государственных объектов.
В Донецке, куда отправился первый вице-премьер Виталий Ярема, ситуация развивалась с половинчатым успехом. Изначально сепаратисты требовали принятия решения о провозглашении "независимой Донецкой республики" на легитимной сессии Донецкого облсовета. Однако крымский сценарий не прошел: депутаты так и не собрались. Поэтому 7 апреля 2014 г. их "лишили" мандатов и "сформировали" из захватчиков здания ОГА "народный областной совет", который объявил о создании ДНР. При этом в тот же день здание донецкого СБУ было освобождено украинскими спецназовцами, от которых многие ожидали наведения порядка и в других захваченных сепаратистами админзданиях Донецка. Однако начавшееся было проявление решительности центральной киевской властью утонуло в долгих и монотонных словесах под лозунгом "Услышь Донбасс" с участием донецкого губернатора Сергея Таруты и тогда еще хозяина Донбасса олигарха Рината Ахметова. В результате время было упущено и открылась дорога для вооруженных действий уже откровенных сотрудников российских спецслужб Игоря Гиркина и Игоря Безлера в соседних Краматорске, Славянске и Горловке. Так что для противодействия в Украине этим невиданным доселе угрозам стало необходимым начинать полноценную АТО, которая не прекращается до сих пор.
Только в Харькове власть с самого начала пошла на радикальные меры во многом благодаря взявшему на себя ответственность за происходящее в городе министру внутренних дел Арсену Авакову. Утром 8 апреля 2014 г. силами подразделения МВД "Ягуар" было полностью очищено от сепаратистов здание ОГА, силовики задержали 66 организаторов массовых беспорядков - и харьковская "русская весна" моментально затихла. Причем все, как ни странно, обошлось без жертв. Проявленная апрельская решительность и уничтожение смертоносного явления на корню доказали свою историческую эффективность, притом что на границах Харьковской области с Россией тогда стояло не меньше танков, чем в Ростовской области РФ.
Можно говорить, что другие регионы востока и юга страны радикально отличаются от оккупированного Донбасса даже этнически и ментально. Но там, где украинская власть давала слабину, тут же стали активно проявляться пугающие очертания "русского мира". В Одессе продолжали панькаться с местными сепаратистами вплоть до известных трагических событий 2 мая на Куликовом поле (что до сих пор активно используется российскими пропагандистами в нужном для них русле). Только после этого ситуацию наконец взяли в жесткий кулак. А николаевские власти позволили активистам самообороны местного Майдана самостоятельно разогнать лагерь тамошних пророссийских элементов еще в начале апреля, навсегда вычеркнув Николаев из списка потенциальных "горячих точек". В Днепропетровске и Херсоне люди при полном содействии местной власти просто ловили подозрительных лиц на въезде в родные города, так что любители Путина так и остались в маргинальном подполье. Одним словом, любое моментально продуманное действие на опережение намного лучше усыпляющего бездействия, системно внушаемого врагом, но приводящего к тяжким последствиям, которые мы все наблюдаем и будем еще долго лицезреть на примере Донецка и Луганска.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 6 апреля 2015 гю (№14/724)