Мобилизация в России. Что общего между Кадыровым и Собчак
Вера россиян в мудрость своего вождя пошатнулась — ведь их отправляют на убой. И вот этот факт чутко уловили некоторые российские политики
Война пришла в дома россиян. Мобилизация, объявленная Путиным, коснулась если не каждой семьи, то почти каждой. Как следствие, в дома россиян пришел страх. Мужчины мобилизационного возраста боятся погибнуть зимой на украинском фронте, а их жены и дети боятся потерять кормильцев. И эти глубинные страхи населения уже начали переформатировать российское политическое поле.
Трансформер Кадыров
Самым ярким примером "переобувания в воздухе" стал глава Чечни Рамзан Кадыров. Вплоть до недавнего времени он считался глашатаем "партии войны". Совсем недавно, 11 сентября, он публично раскритиковал министерство обороны за отступление на Харьковщине. "Если сегодня-завтра не будут сделаны изменения в стратегии проведения специальной военной операции, я вынужден буду выходить на руководство министерства обороны и руководство страны, чтобы разъяснить им ситуацию", — пригрозил он.
При этом как глава региона он демонстрировал готовность поставлять бойцов на фронт. По его словам, в Украину из Чечни были направлены три батальона и полк спецназа "Ахмат". "Я, Рамзан Кадыров, официально вам заявляю, что все эти города (Изюм, Купянск и Балаклея) будут возвращены обратно. Там уже находятся наши люди, ребята специально подготовлены для этой работы, готовы выехать еще под 10 тысяч бойцов. И мы в ближайшем будущем дойдем до Одессы", — пообещал он. На следующий день он опубликовал видео, на котором депутат Госдумы РФ Адам Делимханов заявляет, что подразделения из Чечни "в количестве 10 тысяч человек" будут воевать в Херсонской, Запорожской и Донецкой областях.
Также он выступал за всеобщую мобилизацию и торопил Путина принять это решение. "Что касается проведения спецоперации, это все давно перешло в военные действия. Если меня спросить, я бы объявил военное положение, — заявил он 14 сентября. — Если кто хочет, надо не ждать, пока руководство государства объявит мобилизацию, мы все должны мобилизоваться, каждый регион должен дать те силы и средства, которые у них есть, те возможности, которые у них есть". На следующий день он выступил с конкретным предложением к коллегам — главам регионов: "Не нужно ждать объявления Кремлем военного положения… Глава каждого субъекта России сегодня должен доказать свою готовность помочь государству… Каждый руководитель региона вполне в состоянии подготовить, обучить и укомплектовать хотя бы одну тысячу добровольцев".
Но вот утром 21 сентября Путин объявил мобилизацию. В тот же день в столице Чечни Грозном несколько десятков женщин попытались провести митинг протеста. Все они были задержаны. "Некоторые люди пишут, что надо выходить против частичной мобилизации… Те, кто будут выходить, они враги народа, этих людей надо задерживать, этих людей надо отправлять на места, где проводят специальную операцию", — прокомментировал Кадыров. Он признал, что на протест вышли 15-20 женщин, причем у двух из них в Украине воюют единственные сыновья. Остальные, по его словам, вышли на акцию за деньги. Кадыров призвал отправить их родственников-мужчин на войну.
Однако буквально за сутки его позиция трансформировалась до неузнаваемости. 22 сентября в вечернем выпуске новостей ТРК "Грозный" показали выступление Кадырова, в котором он объявил, что в республике не будет мобилизации. Он объяснил, что за время войны в Украине участие в боевых действиях приняли 20 тысяч чеченцев, поэтому Чечня уже "перевыполнила спущенный план на 254%".
Почему он вдруг испугался мобилизации? Одна причина — именно в женском протесте, который его не на шутку напугал. В своем выступлении Кадыров упомянул об антивоенном митинге в Грозном и сообщил, что родственники около 40 митинговавших женщин (как видим, число участниц митинга, признанное Кадыровым, вдруг выросло вдвое) уже мобилизованы и отправлены в Украину. Он также пригрозил, что любого, кто выйдет на митинг, или их мужей и всех детей будут отправлять "на передовую".
Ближе к полуночи в своем ТГ-канале Кадыров поделился своими сокровенными страхами: он не хочет кончить, как Хусейн и Каддафи. "Сегодня мы видим, как Запад пытается расколоть наше общество. Похожий сценарий разыграли в Ираке и Ливии, где были убиты лидеры Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи. По сей день в этих странах не прекращаются внутренние кровавые конфликты", — заявил он.
Кроме страха перед своим населением, есть и вторая причина, почему Кадыров испугался мобилизации. Одно дело — когда кадыровцы воюют именно как этнические отряды (под командованием того же Делимханова). И совсем другое — когда чеченских мужчин забирали бы в российскую армию на общих основаниях, не спрашивая местную власть. Для Кадырова это означает потерю авторитета — и приближение того конца, которого он сильно боится.
Жалкий триумф Ксении Собчак
В одной лодке с Кадыровым оказалась "либеральная оппозиционерка" Ксения Собчак. Для нее критика мобилизации — это способ нарастить свой политический капитал. Правда, она не лезет под полицейские дубинки и бережет себя от попадания в автозаки. Она публично борется не с самой мобилизацией, а с нарушениями при ее проведении.
Например, она очень бурно отреагировала на новость о том, что в армию загребли 32-летнего кандидата экономических наук, IT-специалиста из московского Сбербанка Виктора Бугреева. Мужчина никогда не был на военной службе, не оканчивал военную кафедру и не имеет воинской специальности, зато имеет ограничения по состоянию здоровью. 21 сентября он получил повестку с требованием явиться на следующий день в военный комиссариат для сверки документов воинского учета. Явившись в указанное время в комиссариат, он получил повестку на отправку в войска в тот же день. Собчак тут же возмутилась, написав в своем ТГ-канале, что нужно начинать "бить во все колокола из-за того, что военкоматы нарушают указания министра обороны". Как известно, Шойгу заявил, что мобилизации подлежат только те, кто уже отслужил.
Вскоре стало известно, что военкомат перенес решение о мобилизации айтишника из-за резонанса, который возник в соцсетях вокруг этого случая. Собчак тут же объявила, что это ее победа: "Это очень хорошо. Буду считать, что сегодня мы сделали благое дело".
Конечно, это жалкий триумф — защитить одного из сотен тысяч. Но в своем ТГ-канале Собчак рассказывает и о других историях из разных регионов, где мобилизуют тех, кто не подпадает под объявленные критерии призыва. Так на пустом месте она делает из себя лидера дозволенной формы протеста — подчеркнем, протеста не против войны, не против Путина и Шойгу, а всего лишь против чрезмерной усердности военкоматов.
Против Шойгу и Путина
В числе критиков мобилизации оказались и другие персонажи российской политики из совсем разных лагерей. Например, пресловутый Игорь Гиркин (который в 2014-м под псевдо "Игорь Стрелков" называл себя "министром обороны ДНР") считается одним из самых оголтелых представителей "партии войны". Свою позицию он сформулировал в риторическом вопросе: "Даст ли мобилизация какой-нибудь эффект при условии, что все вредители и кретины от Минобороны остались на своих местах во главе с главным — Фанерным?" (Фанерным маршалом он называет Шойгу.)
Идеологический соратник Стрелкова Анатолий Несмиян идет еще дальше — он пророчит России поражение и винит в этом не Шойгу, а Путина. "Скорее всего, решение о мобилизации плюс референдумы имеет крайне простую структуру: речь идет не о наступлении, а об укреплении обороны, которая держится на последнем издыхании. Тут опасность в том, что достаточно посыпаться еще раз в одном месте, как под Харьковом, — и тогда разваливаться начнет везде. Поэтому первую волну мобилизованных просто и тупо посадят в окопы. Сколько их там выживет, Путина не волнует, здесь главное — сбить украинское наступление и начать отчаянную торговлю всем, что есть сейчас. Время — критический ресурс", — пишет Несмиян. И оценивает, что этого ресурса у России осталось до середины ноября.
Со стороны антипутинских ТГ-каналов идет похожая информация. Приведем рассказ ТГ-канала "Генерал СВР", которому удается угадывать некоторые реальные события. Например, еще 15 сентября он рассказал, что накануне Путин провел совещание в режиме видеоконференции с представителями руководства военного и силового блоков при участии секретаря совета безопасности Патрушева и уведомил о принятом им решении объявить частичную мобилизацию. Сейчас этот канал рассказывает, что в генштабе ВС РФ начались разброд и шатание. "Более десяти человек, представляющих генштаб, написали обращение к Путину, в котором высказали уверенность в отсутствии возможности выполнить поставленные президентом цели и задачи специальной военной операции… Мобилизация в обращении названа "фатальной ошибкой", которая приведет к огромному количеству жертв, но не поможет в достижении целей. Авторы просят Путина "проявить мудрость" и решить проблемы, побудившие его объявить о начале СВО, за столом переговоров".
Неважно, сказка ли это. Важно, что эту историю впитывают российские потребители этого ТГ-канала и аналогичного канала на Youtube. Вера россиян в мудрость своего вождя пошатнулась — ведь их отправляют на убой. И вот этот факт чутко уловили некоторые российские политики. Кто-то, как Кадыров, видит в этом предвестие своего собственного конца, кто-то, как Собчак, — новые возможности для себя. А кто-то предчувствует, что вся Россия ускоренно приближается к своему краху. И даже если они чересчур торопятся в своих ожиданиях, их уверенность в неминуемом провале всех замыслов Путина не может не радовать.