Мины на КПВВ "Майорское". Чего ждать от новой войны дронов на Донбассе

Масштабы закупок систем РЭБ пока недостаточны для того, чтобы обеспечить прикрытие от беспилотников по всей линии разграничения на Донбассе

Предупреждающий знак на КПВВ "Майорское", 2020 г / УНИАН

Война беспилотников на Донбассе разворачивается с новой силой. Причем все активнее беспилотные аппараты используют и российские прокси-формирования. Так, 14 апреля появилось сообщение от Государственной пограничной службы Украины о том, что беспилотник боевиков осуществил дистанционное минирование противопехотной миной ПОМ-2 в районе контрольного пункта "Майорское" гуманитарного дорожного коридора "Горловка — Бахмут". И хотя ныне КППВ блокирован оккупационными властями и фактически не используется, однако через него продолжается движение жителей прифронтовых территорий. Видимо, именно они и были целями для мины.

ПОМ-2 — это советская противопехотная мина натяжного действия специально разработана для установки средствами дистанционного минирования. Ее особенностью является невозможность обезвреживания без подрыва. Мина оснащается системой самоликвидации, которая может устанавливаться на срок от 4 до 100 часов. И еще — такой мины нет в арсенале ВСУ, так как наша страна ратифицировала Оттавскую конвенцию. Зато она есть на вооружении российской армии.

В последние несколько месяцев боевики стали использовать эти мины очень активно для "засеивания" передовых позиций и нейтральной полосы. Обычно применяли элементы реактивной гранаты для РПГ-7, а теперь перешли к тактике использования гражданских беспилотников типа DJI китайского производства.

С начала текущего года наши военные уже зафиксировали шесть таких случаев. В частности, 7 февраля и 8 марта в районе н.п. Луганское, 24 февраля — в н.п. Водяное.

Кроме того, беспилотные аппараты массово используются боевиками для сброса на наши позиции самодельных взрывных устройств, которые, как правило, собираются на основе боеприпаса для автоматического гранатомета АГС-17. И хотя точность такого бомбометания весьма сомнительна, однако наша армия несет от них потери. Так, именно от такой эрзац-бомбы 13 апреля в районе Майорска погиб старший солдат Алексей Мамчий из 10-й отдельной горно-штурмовой бригады.

Использование гражданских беспилотников в качестве ударных вполне вкладывается в схему, отработанную террористами по всему миру. Такого рода оружие активно используется боевиками в Сирии, талибами в Афганистане, хуситами в Йемене.

Наиболее эффективным средством обезопаситься от дронов считается подавление системы управления ним, которая работает на частоте 2,4 или 5,8 ГГц. В арсенале ВСУ есть реально работающие комплексы радиоэлектронной войны отечественного производства. Речь идет прежде всего о "Буковель-АD" и "Нота". "Буковель" устанавливается на базе гражданского внедорожника "Мицубиси" Л200 и способен эффективно работать на расстоянии до 15 км. Обе системы включены в Государственный оборонный заказ и уже пару лет закупаются Министерством обороны.

Такие комплексы являются почти панацей от налетов беспилотной авиации, так как они блокируют не только систему управления, но спутниковую навигацию GPS. Дело в том, что наиболее продвинутые модели квадрокоптеров на случай обрыва канала связи с оператором имеют возможность автоматического возвращения аппарата в заданный район, где тот может произвести посадку в ручном режиме. И подвязано это все именно на навигационную систему, с помощью которой летательный аппарат может самостоятельно определить собственное положение в пространстве, направление и дальность до оператора и вернуться к нему.

Кроме того, недавно армия через Агентство НАТО по поддержке и снабжению заключила контракт на поставку 37 антидроновых ружей производства литовской фирмы NT Service. Но это вооружение локального действия и может использоваться почти исключительно для прикрытия групп военнослужащих Сил специальных операций.

Масштабы же закупок систем РЭБ пока недостаточны для того, чтобы обеспечить прикрытие от беспилотников по всей линии разграничения на Донбассе протяженностью 300 км, не говоря уже о прикрытии других направлений. Конечно, какие-то комплексы закупает и Госпогранслужба — "Джеб", например. Однако и их явно недостаточно.

Другое направление борьбы с китайскими квадрокоптерами — насыщение войсковой ПВО зенитными самоходными комплексами, которые могут самостоятельно обнаруживать такие небольшие аппараты и уничтожать их. Оптимальной для этой задачи западные специалисты называют турецкую 35-мм спаренную зенитную самоходную установку (ЗСУ) Korkut.

В нашем же случае вполне адекватным ответом могла бы стать максимальная модернизация и введение в строй всех имеющихся ЗСУ-23-4 "Шилка".

Единственной проблемой для массового использования зенитных самоходных комплексов является то, что цена снарядов, которые необходимо израсходовать на уничтожение одного дрона, намного превышает его цену.

За рубежом поэтому сосредоточились на доведении до боевого состояния военных лазеров. Причем тут мощность не играет большой роли — нужен единственный импульс, способный расплавить недорогие пластиковые детали. Однако в наших реалиях это больше фантастика.