Миллион через офшор. Кто такой Алексеенко из "Нафтогаза", засветившийся в Paradise Papers
Ближайший соратник главы правления НАК "Нафтогаз України" Андрея Коболева Сергей Алексеенко планировал вывести через офшор целый миллион долларов. И это несмотря на валютные ограничения Нацбанка. Об этом журналистка "Слідство.Інфо" Елена Логинова узнала из документов проекта Paradise Papers ("Документы из райских островов").
Журналистка утверждает, что в начале 2016 г. на острове Мэн для украинского газового топ-менеджера Сергея Алексеенко была основана офшорная компания для вывода валюты за границу вопреки валютным ограничениям, установленным НБУ для стабилизации курса гривни. Речь идет о компании Pioneer Foundation, которая просуществовала 14 месяцев. По данным журналистского расследования, в схему вывода средств мог быть привлечен Альфа-Банк, а счет для фонда Алексеенко решили открыть в Банке Кипра. Сам Алексеенко любые обвинения отвергает и уверяет, что офшорная компания никогда ни для чего не использовалась, а на данный момент она ликвидирована.
В любом случае эта история может стать как минимум ударом по имиджу Андрея Коболева, чьим человеком является Алексеенко. До прихода в "Нафтогаз" Сергей Алексеенко занимался финансовой деятельностью в частном секторе, был инвестиционным банкиром. В июле 2014 г. Коболев, который тогда только освоился на посту главы правления НАК "Нафтогаз України", взял Алексеенко работать в "Нафтогаз" уполномоченным по перспективным проектам. Затем Алексеенко работал главным советником Коболева и именно на этой должности намеревался, по утверждению журналистки "Слідство.Інфо", вывести в офшор миллион долларов.
В связи с этим, конечно же, возникают вопросы: чей это миллион - самого Алексеенко, Коболева или "Нафтогаза", если Алексеенко или Коболева, то откуда он у них, а если хотели вывести в офшор деньги "Нафтогаза", то не являлось ли это банальной попыткой хищения государственных средств в особо крупных размерах?
Есть вероятность, что этой историей заинтересуется или по крайней мере будет вынуждено заинтересоваться НАБУ, однако шансы на то, что оно что-нибудь докажет, невысоки. Во-первых, работу НАБУ не назовешь особо эффективной (если судить не по заявлениям руководства Бюро в масс-медиа, а по результатам рассмотрения дел в судах). Во-вторых, не исключено, что Алексеенко действительно только хотел вывести пресловутый миллион в офшор, но по каким-то причинам не смог этого сделать (или смог, но по какой-то другой схеме), и в таком случае доказать факт нарушения закона будет сложнее.
Но даже если никакого официального расследования не будет или же оно будет открыто, но завершится безрезультатно, возможны политические последствия для Коболева и его команды. Все-таки Алексеенко - действующий топ-менеджер украинской госкомпании. С марта 2017 г. он является членом правления "Укртрансгаза" - дочерней компании "Нафтогаза", ответственной за транспортировку и хранение природного газа.
Напомним, что осенью 2016 г. команда Коболева начала кампанию против тогдашнего руководителя "Укртрансгаза" Игоря Прокопива, когда тот публично поддержал идею выведения "Укртрансгаза" из управленческой вертикали НАК "Нафтогаз України". То противостояние завершилось победой Коболева: 16 марта 2017 г. правление "Нафтогаза" решило уволить Прокопива, а через пять дней в состав правления "Укртрансгаза" был введен Сергей Алексеенко - член команды Коболева, который стал играть роль "присматривающего" за Мирославом Химко - старожилом "Укртрансгаза", назначенным временно исполняющим обязанности президента госкомпании после увольнения Прокопива. Сейчас, согласно официальной информации на сайте "Укртрансгаза", в состав правления этой компании входят три члена: Мирослав Химко, Сергей Алексеенко и Татьяна Федорова.
Причем Химко так и не избавился от приставки "врио" перед должностью президента компании. По сообщениям хорошо информированных источников, сейчас именно Алексеенко фактически руководит компанией и контролирует все ее финансовые потоки.
"Документы из райских островов", свидетельствующие о не совсем законных намерениях Алексеенко, могут вызвать новый виток борьбы за контроль над "Укртрансгазом", а может быть, и за контроль над "Нафтогазом України" и всей его управленческой вертикалью. Хотя по политическим соображениям эти внутренние разборки могут быть отложены.
Как известно, в октябре в Стокгольмском арбитраже завершились слушания по спору между "Нафтогазом України" и российским "Газпромом". Окончательное решение должно быть обнародовано до конца ноября. Представители украинской компании демонстрируют оптимизм и высказывают надежду, что суд обяжет "Газпром" выплатить "Нафтогазу" миллиарды долларов. Если это случится, то разговоры о "каком-то миллионе долларов, который якобы хотели вывести в офшор, но не вывели", будут казаться таким же смешным наездом, как и претензии к топ-менеджерам "Нафтогаза" по поводу их миллионных зарплат. По крайней мере, Коболев и его команда могут на это надеяться.