Чем закончится конфликт Бальчуна с "Народным фронтом"

Польский менеджер "Укрзалізниці" Войцех Бальчун оказался в переплетении украинских политических интриг и рискует стать катализатором конфликта в середине правящей коалиции
Фото: УНИАН

Обмен мнениями между руководителем "Укрзалізниці" Войцехом Бальчуном и профильным министром инфраструктуры Владимиром Омеляном на этой неделе вышел за пределы деловой дискуссии и стал напоминать неприкрытое противостояние.

Вначале Омелян был недоволен слишком уж затянувшейся адаптацией поляка к украинским реалиям, а позже перешел к открытой критике Бальчуна, мол, тот не работает, а пиарится, и, как следствие, реформирование "Укрзалізниці" отстает по нескольким направлениям, программы развития компании, подготовленные Бальчуном, "далеки от совершенства" и "не соответствуют духу европейской компании", "есть хорошие презентации, но нет локомотивов". При этом, по словам Омеляна, Бальчуну передали компанию в "более чем удовлетворительном" финансовом состоянии, чего нельзя сказать сегодня.

Бальчун, разумеется, не отреагировать на подобную критику не мог, возмутившись, что узнает о неудовлетворенности Омеляна от третьих лиц, и пояснив, что в нынешнем проблемном положении "Укрзалізниці" не обошлось без "папередникив". "Наши нынешние проблемы не потому, что что-то сейчас развалилось. Оно развалилось раньше", — отметил он. Также Бальчун признал, что в госмонополии продолжается технический дефолт, однако он намерен останавливать падение, но для этого потребуются "отвага и время".

Большая часть описанной выше перепалки состоялась во время заседания Кабмина в присутствии премьер-министра и транслировалась в прямом эфире. Владимир Гройсман, к слову, выступил скорее на стороне Бальчуна, пожелав тому удачи и отметив, что "Укрзалізниця" "обречена быть успешной, но доведена до ручки коррупцией и саботажем".

Как видим, задача перед поляком стоит очень и очень непростая, и не только из-за доведенности до ручки "Укрзалізниці", но и во многом из-за того, что во главе естественной украинской монополии Бальчун оказался на перекрестке интересов главных политических игроков и как минимум для одного из них пришелся совсем не к месту.

Напомним, после Революции достоинства компания стала своеобразной "вотчиной" тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка. Весной 2014 г. предприятие возглавил Борис Остапюк, которого называют человеком из команды Арсения Петровича. Курирующим Остапюка министром был еще более тесно связанный с Яценюком Максим Бурбак, однако последнего достаточно быстро поменяли на человека из квоты БПП Андрея Пивоварского, а и. о. председателя правления "Укрзалізниці" стал заместитель Бурбака, еще один человек Яценюка Максим Бланк. При этом во время всего премьерства Арсения Петровича предприятие сотрясали громкие коррупционные скандалы с неоднозначными намеками в адрес самого Яценюка.

В апреле 2016-го, с уходом Яценюка в отставку и последующим назначением в "Укрзалізницю" Бальчуна, скандалы поутихли, однако окончательно влияние экс-премьера на компанию так и не было ликвидировано. Дело в том, что министром инфраструктуры был назначен человек из квоты яценюковского "Народного фронта" Омелян, задачей которого было сохранить "наработки" Бурбака-Бланка — тех самых "папередников", против которых теперь ополчился Бальчун.

Так что недовольство Омеляна работой Бальчуна, которого крайне трудно уличить в связях с Яценюком, понятно. Где конкретно Омеляну перешел дорогу польский менеджер, можно только догадываться, но то, что человеку со стороны и далекому от украинских менеджерских приемов крайне сложно вписаться в выстроенную командой Яценюка схему управления "Укрзалізницей", — более чем очевидно.

Кстати, Омелян, дабы не отставать от реформаторского тренда, заимел и "своего" поляка во главе "Укравтодора" — Славомира Новака в противовес Бальчуну. О нем министр даже написал: "Новак имеет чрезвычайно большой опыт — как управленческий, отраслевой, так и политический. Этот человек входил в ближний круг президента Польши Коморовского — большого друга Украины". Господин Новак, безусловно, большой специалист, но не столько по части дорог, сколько по политтехнологиям, медиа, рекламе, ну и по небольшим манипуляциям с имущественными декларациями

Как бы там ни было, но Бальчун на конфликт с Омеляном был просто обречен, и этот конфликт вполне способен перерасти в гораздо более масштабное и глобальное противостояние. Дело в том, что вокруг "Укрзалізниці" вырисовывается интересная конфигурация сил: над более-менее нейтральной "понаехавшей" фигурой Бальчуна висит откровенно враждебный ему министр инфраструктуры Омелян, представляющий команду Яценюка, а уже над ним, во-первых, вице-премьер Владимир Кистион, а во-вторых — премьер-министр Владимир Гройсман. Кистион, как известно, был заместителем Гройсмана не только в Кабмине, но и на посту мэра Винницы, то есть старый и проверенный человек премьера. Всю эту пирамиду над головой Бальчуна увенчивают партнерские фракции парламентской коалиции — БПП и "Народный фронт", каждая из которых должна в конфликте руководителя "Укрзалізниці" с министром поддерживать своих. При этом пан Бальчун расположен в достаточно болезненной точке, излишнее давление на которую способно всерьез потрясти весь коалиционный организм.

Пока совсем уж скандальных ссор между частями коалиционного двучлена не наблюдается, однако это совсем не значит, что внутри коалиции все тихо и гладко. Время от времени какие-то разногласия между коалициантами всплывают на поверхность, как произошло, например, во время попытки проголосовать "антиинтеровский" законопроект имени Наташи Королевой. Тогда все обошлось частными разборками между отдельными депутатами с последствиями разве что в виде шумного отзвука в СМИ. Однако разборки между Бальчуном и Омеляном могут поднять на поверхность намного более интригующие подробности организации работы "Укрзалізниці" с потенциалом перерасти в крупный скандал, угрожающий самим основам коалиции.