Меркель VS Шульц. Почему террористы волнуют немцев больше, чем колбаса

То, что избиратель предпочитает заботе о хлебе насущном какие-либо иные вопросы, говорит о благоденствии страны даже больше, чем все рейтинги и цифры

24 сентября в Германии состоятся очередные парламентские выборы. Пока большинство экспертов склоняются к тому, что главной интригой является то, с кем Ангеле Меркель придется договариваться, чтобы остаться канцлером на четвертый подряд срок. Впрочем, результаты выборов всегда могут принести сюрпризы.

Когда в марте Мартин Шульц официально стал лидером СДПГ, впервые за всю историю партии получив 100% поддержку однопартийцев, энтузиазм немцев быстро вышел за рамки Социал-демократической партии. После объявления, что Шульц собирается баллотироваться на пост канцлера, рейтинг СДПГ подскочил выше, чем когда-либо за последние 10 лет.

Шли разговоры о том, что выборы наконец-то будут интересными, и о возможной истинной поляризации немецкой политики. Пессимисты возражали, что никакого драматизма в выборе Меркель—Шульц нет и не предвидится. 

В конце концов, самое существенное отличие между кандидатами — это борода Шульца,  сострил один немецкий комментатор.

С самого начала выборной гонки СДПГ решили дистанцироваться от созданной ею же Повестки-2010, - ключевой стратегической линии развития Германии - критикуя собственное наследие, некогда подпортившее репутацию партии. Правящая ХДС во главе в Ангелой Меркель не замедлила этим воспользоваться. Было объявлено о новой Повестке-2025, базирующихся на реформах Герхарда Шредера. ХДС начала рекламировать себя как партия будущего.

Чтобы окончательно обезвредить противника, в одном из интервью Меркель заявила, что вместо разговоров об увеличении государственных расходов ХДС предпочтет сфокусироваться на нуждах тех, кто создает рабочие места, в частности Mittelsland — знаменитом немецком малом и среднем бизнесе. Речь идет о "крупнейшем снижении налогов в истории федерации". К слову, немецкие экономисты также считают, что снижение налогов для малого и среднего бизнеса будет полезно для экономики страны.

Лучший аргумент 

Успешность Германии на мировой экономической арене - лучший довод в пользу Меркель и ее аргумента, что глобализация полезна для всех. Даже если с этим не согласен Дональд Трамп и некоторые другие личности. Если экономическое благоденствие выражается в голосах, то у Меркель прочная позиция: с тех пор как она впервые заняла офис в 2005 г., безработица уменьшилась в два раза. Пока остальная Европа тщится увеличить экономический рост, для Германии он составляет в среднем стабильные 2% начиная со второго срока Меркель. И хоть нынче темпы роста несколько замедлились, страна все еще впереди остальных соседей по континенту. 

Избиратель положительно реагирует на происходящее. С 2005 по 2013 гг. ХДС-ХСС ликвидировала 5%-ное отставания от конкурирующих партий в электоральной поддержке среди работников с почасовой оплатой и 29%-ный разрыв среди членов профсоюзов (до 8% преимущества и всего 2% отставания соответственно). В то же время рейтинг конкурирующего СДПГ среди наемных работников остается чрезвычайно низким, поскольку большинство контрактников пожинают плоды немецкого экспортного бума.

Напомним, что под руководством Меркель экспорт в Германии увеличился на $350 млрд. Несмотря на вялое восстановление после 2014 г. и снижение объемов экспорта, действующий канцлер надеется, что избиратели не забудут годы процветания, которые она смогла обеспечить стране.

Кто боится свободной торговли

Во время глобального всплеска экономического и политического национализма Ангела Меркель стала одним из ключевых принципиальных сторонников свободной торговли. И в этой сфере Германия играет далеко за рамками собственной лиги, обходя куда более крупные страны. Ее экспорт в последние годы представляет около 46% ВВП страны, в то время как в США он равняется 13%. А в прошлом году положительный торговый баланс Германии составил $280 млрд, что поставило ее на второе место после куда более крупного Китая с его $479 млрд, по данным ООН.

Уникальная немецкая система профессиональной подготовки обеспечивает постоянный приток высококвалифицированного человеческого капитала на предприятия страны. Наиболее известна национальная программа ученичества под патронажем 79 торгово-промышленных палат страны. Они направляют выпускников средних школ на производственную практику в компании по всей стране, в том числе BMW (1200 новичков в 2016 г.), ThyssenKrupp (971), and BASF (837).

В экспортной ориентации страны есть и свой минус, поскольку она делает Германию чувствительной к внешним шокам, влияющим на свободную торговлю, таким как Brexit, повышение импортных тарифов администрацией Трампа или переход Китая на высокотехнологичное производство. 

Закономерно, что электорат Меркель отражает торгово-экономическую структуру страны. Из восьми земель, где ХДС-ХСС получили 40 и более процентов голосов в 2013 го., четыре отвечают за половину экспорта Германии: Баден-Вюртемберг, Бавария, Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония.

В этих землях от 27 до 35% рабочей силы было задействовано в промышленном производстве в 2015 г., а экспорт представлял минимум четверть регионального ВВП в 2016 г. В них также находятся все 10 крупнейших немецких промышленных компаний. Одновременно все шесть земель на территории бывшей ГДР, три из которых дали наименьшее количество голосов для ХДС-ХСС на прошлых выборах, производят всего 8,4% экспорта страны, по данным Bloomberg.

Социальный контраргумент 

Вносить кардинальные изменения в хорошо налаженную систему - дело неблагодарное. С самого начала выборной кампании Шульц сделал традиционный для партии упор на социальную несправедливость - увеличении разрыва между богатыми и бедными из-за недостатка государственных инвестиций в инфраструктуру и образование. 

Для этого он решил внести изменения в реформы Повестки 2010, которые проводились под руководством Шрёдера более 10 лет назад и были восприняты как идущие вразрез с принципами СДПГ. Тем не менее Шульц оказался скуп на детализацию специфических шагов, которые собирается предпринять, ограничившись обещанием увеличить объемы и продолжительность выплат пособий по безработице, и ввести квалификационные курсы для долгосрочных безработных.

На 71 странице выборного манифеста партия Шульца обещает навести в стране закон и порядок, повысить налоги для богатеев и провести "наступательное инвестирование", которое исправит систему образования и инфраструктуру страны. Но деталей касательно планируемых партией налоговых изменений документ не содержит.

Когда Шульца спрашивали, насколько существенную альтернативу Меркель он представляет, он настаивал, что вместо ответа на этот вопрос предпочтет сфокусироваться на деталях своего проекта, а уж электорат сам увидит разницу.

На европейском уровне министр зарубежных дел и бывший глава СДПГ Зигмар Габриэль призвал СДПГ выступить за увеличение инвестиций в Еврозону. Германия извлекла пользу из членства в ЕС, и настало время сделать свой добровольный вклад. Тем не менее мало кто верит, что Шульцу удастся провести реальные изменения в политике ЕС, скорее разницы между Меркель и Шульцем в этом вопросе на самом деле нет.

Шахматка Бундестага 

По текущим результатам опросов шанс получить места в Бундестаге после национальных выборов 24 сентября имеют шесть партий: правоцентристская ХДС-ХСС, левоцентристская СДПГ, правая "Альтернатива для Германии", Левая Партия (DieLinke), Зеленые (с левым уклоном) и либеральная Свободная демократическая партия. Все претенденты активно обсуждали вопросы внешней торговли и глобализации, поскольку для экспортно-ориентированной Германии они остаются ключом к ее дальнейшему экономическому пути - продолжить экономический рост за счет развития экспорта или сделать разворот на 180? И куда приведет страну такой разворот?

ХДС-ХСС считают глобализацию и свободную торговлю рычагами дальнейшего процветания. В соответствии с представленной в июле выборной платформой обе партии привержены положительным последствиям глобализации. Будучи страной-экспортером, утверждают ХДС-ХСС, Германия получает от открытых рынков максимум выгоды и должна защитить себя от "недобросовестной торговой практики". Платформа содержит ярко выраженную приверженность двусторонним и многосторонним соглашениям и институтам, таким как G7 или G20. Партия выступает за подписание Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (CETA) ЕС с Канадой и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) ЕС с США.

Социал-демократы призывают поддержать малые и средние предприятия в их доступе на глобальные рынки. 

Одновременно партия отвергает исключительно экспортно-ориентированное сельскохозяйственное производство. СДПГ также поддерживает трансатлантическое партнерство и считает, что в этом вопросе Германия должна играть более активную роль. Цель торговой политики, считает СДПГ, не только в развитии экономики страны, это скорее инструмент, позволяющий форматировать процесс глобализации. Партия за открытые рынки и против торговли на рынках с деформацией конкурентной практики. Торговые и инвестиционные соглашения должны включать в себя стандарты в сфере прав человека, окружающей среды, защиты потребителя и социальных вопросов. В будущих торговых соглашениях ЕС должно быть предусмотрено решение инвестиционных разногласий не частными арбитражными органами, а инвестиционным судом.
Левая партия (DieLinke) против защиты инвестиций и соглашений о свободной торговле, таких как TTIP, CETA и TiSA.

Фундамент для новой торговой политики партия усматривает за пределами Лиссабонского и Маастрихского договоров. Партия также выступает за запрет экспорта оружия, а сотрудничество в целях развития должно быть перефокусировано в пользу тех, кого оно затрагивает в развивающихся странах.

"Союз90/Зеленые" хотят усилить ВТО и выступают против торговых соглашений TTIP, CETA и TiSA в их нынешней форме. Во все торговые соглашения должен быть встроен "принцип предосторожности". Многосторонние соглашения под эгидой ВТО нужно укрепить. Партия против механизма урегулирования споров между инвесторами и государством, но за инвестиционный суд под патронажем ООН. 

Для защиты прав человека компании с международной активностью должны быть обязаны обнародовать полные данные по своим производственно-сбытовым цепочкам.

Свободные демократы хотят использовать возможности свободной торговли, выступая против протекционистских тенденций. Эпицентр торговой политики партия усматривает в ВТО, а соглашения о свободной торговле призваны создавать дополнительные правовые рамки, обеспечивающие, среди прочего, стандарты устойчивости. СДП - приверженец ценностно-ориентированной политики развития, направленной в первую очередь на Африку - континент возможностей. Они также выступают против поставок оружия в кризисные регионы и нацелены на заключение партнерских соглашений по природным ресурсам и снятие торговых барьеров. Одиозная "Альтернатива для Германии" жаждет выхода из ЕС, а раз уж этого не произойдет, то против TTIP в его нынешнем виде и против экономического сдерживания России, на этом экономические идеи "альтервщиков" исчерпались. Впрочем, в случае попадания в Бундестаг они еще попьют крови традиционным завсегдатаям немецкой политической сцены.