Медведчук номер два. Чем дело Богуслаева опасно для офиса Зеленского

Разоблачение Вячеслава Богуслаева — несомненный успех СБУ. Тем не менее, это дело уже вызвало в обществе дискуссию: почему предателя арестовали только сейчас, хотя доказательства его коллаборации с врагом появились еще в феврале?

Почему только сейчас

Вопросы возникли сразу же, как только СБУ опубликовала аудиозаписи телефонных разговоров президента АО "Мотор Сич", которые подтверждают его сотрудничество с врагом. Например, главе московской компании ЗАО "Двигатели Владимир Климов — Мотор Сич" Анатолию Ситнову запорожский промышленник заявил о готовности поставить в Россию запчасти к вертолетам через одну из балканских стран. Этот разговор датирован еще мартом.

Еще раньше, за несколько дней до 24 февраля, в разговоре с бывшим гендиректором ПАО "Роствертол" Петром Мотренко президент АО "Мотор Сич" сообщил, что побывал в Москве и договорился поставить новые двигатели пятого поколения на ударные российские вертолеты Ми-24, Ми-28, Ми-35. "Мы договорились как все это осуществлять". А в мае в разговоре с тем же Мотренко президент АО "Мотор Сич" признался, что его предприятие уже десятками пересылает в РФ двигатели для вертолетов. "И все у нас идет, все нормально", — подчеркнул он.

Но задержали Богуслаева, а также его сообщника, начальника департамента внешнеэкономической деятельности АО "Мотор Сич" Олега Дзюбу, только 23 октября. Некоторые СМИ уже сообщили, ссылаясь на анонимные источники — "несмотря на то, что о деятельности Богуслаева в СБУ знали до полномасштабного вторжения, задержка с объявлением подозрения связана с тщательным документированием преступления". Можно предположить, что следователи постарались выявить всю цепочку сообщников.

Конечно, это стандартная практика — не спешить, чтобы не спугнуть преступников, пока не собрана достаточная доказательная база. Но в данном случае ситуация нестандартна. Запорожские двигатели во время полномасштабной войны доставлялись хитрым путем в Россию и там ставились на ударные вертолеты, которые отправлялись на фронт наносить удары по нашей армии. А СБУ, значит, сидела и тщательно документировала, вместо того чтобы немедленно положить этому конец.

Поэтому Банковой нужно быть готовой к тому, что какая-то часть общества не удовлетворится подобными объяснениями. И у нее возникнут другие версии. Самая очевидная — что разрушение схемы с поставками двигателей в РФ тормозил кто-то очень высокопоставленный (то ли в самой СБУ, то ли на Банковой). И тут можно придумывать самые разные мотивы.

Впрочем, зная сценарный образ мышления нашей власти, нельзя исключать, что все намного тривиальнее. Банковой выгодно периодически изображать успехи в разоблачении предателей. В апреле был арестован кум Путина, один из лидеров ОПЗЖ, нардеп Виктор Медведчук. В сентябре его обменяли на 200 украинских военнопленных, и появилась потребность в новом подобном персонаже. Богуслаев, напомним, был нардепом четырех созывов (в 2006-2019 гг.), сохранил немалое влияние в Запорожье и области. Так что это достаточно крупный и известный деятель, чтобы власть могла хвастаться его разоблачением и арестом.

Концы в воду?

Аналогия с Медведчуком стала еще более четкой, когда советник руководителя ОП Михаил Подоляк заявил, что Богуслаев и Дзюба могут быть обменяны на украинских военнопленных. "Эти субъекты могут попасть в обменный список, — сказал Подоляк и привел пример обмена 200 украинцев на кума Путина. — По Медведчуку, вы видите, использовали субъект: получили все показания, отдали — занимайтесь там своим Медведчуком. Забрали своих классных ребят. Я надеюсь, что мы будем использовать любую возможность, любых людей, особенно граждан России, для того чтобы забрать своих пацанов". Отметим, что адвокат Богуслаева Ярослав Волынец после судебного заседания 24 октября, на котором решался вопрос об аресте подозреваемых, подтвердил наличие у его клиента российского гражданства.

По информации СБУ, Богуслаев и Дзюба получили подозрения по двум статьям Уголовного кодекса Украины: ст. 111-1 (коллаборационная деятельность); ст. 111-2 (пособничество государству-агрессору). Первая из этих статей вступила в силу 15 марта, наказание по ней штраф или тюрьма от 3 до 5 лет с конфискацией имущества. Вторая статья вступила в силу 23 апреля, наказание по ней тюрьма от 10 до 12 лет с конфискацией имущества или без.

24 октября оба подозреваемых арестованы на 60 дней. По данным следствия, они действовали в сговоре с приближенными к Кремлю представителями российской корпорации "Ростех", которая является одним из главных производителей вооружений для российской армии. Злоумышленники наладили транснациональные каналы незаконной поставки в РФ оптовых партий украинских авиадвигателей. Полученную продукцию оккупанты использовали для производства и ремонта российских ударных вертолетов типа Ми-8АМТШ-ВН "Сапсан", КА-52 "Аллигатор", Ми-28Н "Ночной охотник", которые затем применялись на войне против Украины.

Обвинения серьезные, и 10-12 лет тюрьмы с конфискацией выглядит заслуженным наказанием. Поскольку фигуранты дела немало постарались для России, вполне возможно, что Кремль захочет их выменять, тем более что Богуслаев является носителем технологических секретов.

Понятно, что Банковая постарается реализовать этот вариант. Если бы получился столь же удачный обмен, как в случае с Медведчуком, это, безусловно, было бы прекрасно. Что же касается секретов, то они наверняка давно утекли с запорожского завода в Россию. И даже при всех знаниях и опыте Богуслаева сомнительно, что россияне с их помощью смогут быстро наладить у себя производство таких же вертолетных двигателей.

Но есть другая проблема — судьба показаний, которые будут получены от подозреваемых во время пребывания их в следственном изоляторе. И тут аналогия с Медведчуком играет против Банковой. Подоляк подчеркивает, что сначала от Медведчука "получили все показания" и лишь потом его отдали в Россию. Но общество так и не услышало, кто же из деятелей нынешней власти помог (своим содействием или халатностью) Медведчуку накануне 24 февраля сбежать из-под домашнего ареста. Кто из нынешних депутатов Верховной Рады и местных советов помогал Медведчуку осваивать бюджеты, которые Кремль выделял на подрыв Украины изнутри. И если эти депутаты бежали из Украины после начала полномасштабного вторжения, то, опять же, кто из деятелей нынешней власти им помог.

Если бы общество услышало ответы на эти вопросы, тогда, наверное, отношение к перспективе обмена Богуслаева было бы совершенно спокойным. А без этого Банковая рискует вызвать по крайней мере у некоторой части общества устойчивые подозрения, что главным мотивом обмена является желание спрятать концы в воду.

Кстати, адвокат Богуслаева Волынец после судебного заседания 24 октября заявил, что "майские и мартовские разговоры — о контракте 2021 года" и что в 2021 году, несмотря на войну, добро на контракт дало "государство Украина в лице государственных органов". И это выглядит правдоподобным. "В контрактах был пункт, что они вступают в законную силу, если на это дадут разрешение государственные органы Украины. Разрешение было дано. Валютная выручка заходит на счета, а не просто в карман", — добавил адвокат.

Очевидно, что для власти не составило бы большого труда проверить его слова и подтвердить их или опровергнуть. Если же этого не будет сделано и власть будет попросту стараться уйти от неприятных вопросов, тогда история с Богуслаевым может сыграть против Банковой. Хотя, подчеркнем, это безусловно позитивная история — если поставки запорожских двигателей врагу действительно наконец-то прекращены.