"Манифест 42". Почему бизнес взбунтовался против Офиса президента
К имиджу Украины может добавиться новая деталь: это страна, где коррупционное давление на бизнес осуществляют силовые органы с ведома президентского офиса. И где это явление достигло таких масштабов, что бизнесмены вынуждены выступать с коллективными требованиями к президенту
Коварство Банковой
"Оборотни в погонах облагают бизнес коррупционными податями, нагло блокируют деятельность компаний, воруют имущество во время обысков, а уполномоченные лица Офиса президента делают вид, будто ничего не происходит. Призываем президента Украины Владимира Зеленского обеспечить исполнение Конституции, а именно ее 42-й статьи, гарантирующей право на предпринимательскую деятельность".
С таким заявлением выступило 21 ноября общественное движение "Манифест 42". И это не просто реакция бизнеса на давление тыловых силовиков. Это реакция на заместителя руководителя ОП Ростислава Шурму.
Вкратце предыстория такова. 28 июня на сайте Федерации работодателей Украины был обнародован "Манифест украинского бизнеса в защиту 42 статьи Конституции". Подписали его 42 бизнесмена, в том числе Олег Аверьянов ("Пожмашина"), Олег Боярин ("Еврокар"), Яков Грибов ("Немиров"), Василий Даниляк (сеть АЗС ОККО), Юрий Дудченко ("Киевхлеб"), Филя Жебровская ("Фармак"), Игорь Мазепа (Сoncord Сapital), Сергей Позняк (Ассоциация предпринимателей — ветеранов АТО), Александр Слободян ("Оболонь"), Александр Соколовский ("Текстиль-Контакт").
"Украину накрыла волна коррупции и рейдерских атак. Беспредел оборотней в погонах и судейских мантиях перешел все границы, — констатировалось в манифесте. — Каждый, кто в условиях войны занимается вымогательством и за взятки продает честь мундира или судейской мантии, должен понести ответственность. Поскольку рейдеры на государственной службе уверены в своей безнаказанности, бизнес принимает этот вызов. Мы сформируем публичный реестр рейдеров, включающий "зашкварных" силовиков и судей".
Подписанты призвали президента как гаранта Конституции немедленно вмешаться в ситуацию. "Мы готовы предоставить конкретные фамилии координаторов и исполнителей, оказывающих давление на бизнес. Пора, чтобы глава государства применил полномочия и навел порядок", — подчеркивалось в манифесте.
На следующий день, 29 июня, Зеленский провел встречу с представителями бизнеса. Были там и некоторые подписанты "Манифеста 42". На сайте президента сообщалось, что "в ходе встречи договорились об общих усилиях, призванных уменьшить проблемы бизнеса от правоохранительных органов", а также "создать координационную платформу для коммуникации о защите прав бизнеса и рассмотрения других вопросов".
17 июля сайт Зеленского сообщил, что во исполнение поручения президента заместители руководителя ОП Ростислав Шурма и Олег Татаров "провели первую встречу участников координационной платформы, которая будет рассматривать возникающие проблемные вопросы между бизнесом и правоохранительными органами". Тогда же было анонсировано, что такие встречи будут проходить в ОП еженедельно.
В то время у бизнесменов были обоснованные надежды, что Банковая в самом деле озабочена их проблемами. Однако, по отзывам предпринимателей, встречи в ОП не привели к каким-либо существенным изменениям. "Я не могу говорить за все кейсы, но из того, о чем мне известно, чиновники вели козу за хвост, бессодержательно попиарились в Facebook, и на этом все закончилось. Безрезультатно", — заявил на днях в интервью forbes.ua владелец инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа.
Впрочем, народный депутат Ярослав Железняк (фракция "Голос") рассказывает, что результат все же был — но только противоположный тому, на который рассчитывал бизнес. "Помните, как наши инвест-няни в лице Шурмы и Татарова собирали вместе бизнес "за закрытыми дверями", чтобы услышать их проблемы? Так вот, диалог был настолько откровенен, что, по словам некоторых компаний, им не только не помогли с теми делами, на которые они жаловались, но потом открыли еще новые", — говорит нардеп.
Со своей стороны, Ростислав Шурма в интервью epravda.com.ua поделился впечатлениями от встреч с бизнесменами, которые жаловались на давление правоохранителей. "То, что происходит в юридической плоскости, в 90% случаев — это такие вещи, за которые в другой стране предприниматель мог бы быть уже в тюрьме", — рассказал заместитель руководителя ОП.
Месть бизнесменов
Конечно, у бизнеса немного возможностей как-то наказать власть, особенно во время войны. Но все же некоторые способы есть, и они, похоже, будут реализованы.
В частности, ударом по власти можно считать нынешнее заявление движения "Манифест 42". Движение требует выполнить поручение Зеленского, данное на встрече с бизнесом 29 июня, и остановить произвол тыловых силовиков в виде "маски-шоу" с автоматчиками, необоснованных арестов счетов, конфискации имущества и средств, тысяч "пустых" уголовных дел и других проявлений коррупционного давления.
"За 5 месяцев, прошедших после президентского поручения, проблема лишь обострилась. Доля уголовных дел против бизнеса, возбуждаемых правоохранителями без дальнейшей передачи в суд с обвинительным актом, достигла исторического максимума — 77%. Абсолютное большинство этих дел используется тыловыми силовиками исключительно для коррупционного давления на бизнес", — подчеркивается в заявлении.
Также его авторы дали ответ Шурме. "На этом фоне очень странно выглядят заявления отдельных лиц, временно выполняющих государственные функции, по поводу отсутствия проблемы. Если дословно, "в 90% случаев в другой стране предприниматель мог бы быть уже в тюрьме". Общественное движение "Манифест 42" требует обнародования имен предпринимателей и названий компаний, о преступлениях которых стало известно заместителю главы Офиса президента по вопросам экономики. Речь идет о преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы, а за сокрытие информации о них также предусмотрена ответственность согласно Уголовному кодексу".
По сути, это обвинение в адрес Шурмы в том, что он не отвечает за свои слова. И это, в общем-то, констатация фиаско диалога бизнеса с Банковой. По крайней мере, в том формате, когда за этот диалог отвечают Шурма и Татаров.
"В то же время мы требуем рассмотрения дел коррупционного давления на бизнес на предмет злоупотреблений тыловых силовиков. В этом контексте задание президента Украины не просто не выполнено — оно проигнорировано", — подчеркивается в заявлении движения "Манифест 42".
Раздорожье Зеленского
Итак, что сейчас может сделать власть. У нее есть три варианта действий.
Первый вариант: упорствовать в стиле Шурмы, обвинив участников "Манифеста 42", что они помогают Кремлю организовывать "майдан-3". Но так можно и доиграться. Все-таки пока что бизнесмены ограничиваются в своей критике фигурами типа Шурмы и Татарова, а самого Зеленского не трогают, наоборот, взывают к нему, ссылаясь на его поручения, которые его подчиненные не выполнили.
Второй вариант: уволить Шурму как главного чиновника ОП, который отвечает за диалог с бизнесом и провалил это направление. В таком случае мало назначить нового заместителя. Нужно еще и надавать по рукам СБУ, ГБР, БЭБ, а также Офису генпрокурора, который позволяет тыловым силовикам кошмарить бизнес.
Третий вариант: оставить все, как есть. Это чревато тем, что этот кейс выйдет на международный уровень. Скандалом заинтересуются ведущие мировые медиа, а потом в Конгрессе США и в Евросоюзе от всяких орбанов придется слушать новые песни об украинской коррупции, с припевом о государственном рэкете, организованном во время войны тыловыми силовиками вместе с ОП.
По-видимому, сейчас свою роль может сыграть медиация западных посольств. Потому что громкие публичные конфликты между украинским бизнесом и украинской властью не нужны ни Западу, ни Украине.