Новый Избирательный кодекс. Какие схемы придумают партийные архимеды, чтобы закрыть открытые списки

Больше всего пользы от нового Избирательного кодекса получат не избиратели или политики, а партаппаратчики и работники штабов
Фото: УНИАН

Парламентские выборы по "открытым спискам" потому так волнуют украинцев, что призваны излечить традиционные язвы пропорциональной избирательной системы. Речь прежде всего идет о том, что места в проходной части списков формируют лидеры и спонсоры политических партий, а никак не избиратели. При этом ходят упорные слухи, что партийные боссы ставят людей в списки не только исходя из их профессиональных качеств, но и руководствуясь личной преданностью кандидатов, что не очень хорошо, а также продавая места в списках за солидные денежные средства, что уже совсем плохо.

Проголосованный в первом чтении проект Избирательного кодекса призван решить в первую очередь именно эту проблему, но, чтобы понять на сколько свободной от коррупции и манипуляций со списками будет новая избирательная система, можно уже сейчас попробовать смоделировать те схемы, которые смогут применить лидеры партий в новых условиях.

Для этого вкратце напомним суть предложенной избирательной системы. Итак, партии будут составлять не один избирательный список, а два. Хотя если быть формально точным, то 28. Первый - традиционный список кандидатов в общенациональном избирательном округе, второй - состоящий из 27 региональных списков, в каждом из которых должно быть как минимум пять кандидатов из общенационального списка.

Избиратель, соответственно, будет голосовать дважды, во-первых, за партию и ее общенациональный список, а во-вторых, за конкретного депутата в своем избирательном регионе из регионального списка этой партии. Проголосовать за конкретного регионального кандидата от другой партии, кроме той, за которую проголосовано по общенациональному списку, будет нельзя. Такие волеизъявления по второму списку просто не будут засчитываться, как будто человек проголосовал только за партию, а конкретного кандидата не выбирал вовсе.

Подсчет голосов и определение победителей будет производиться достаточно сложным способом в два этапа. Вначале определяется какие партии преодолели 4%-ный проходной барьер, после чего все голоса, отданные за проходные партии, делятся на 450, чтобы определить избирательную квоту одного депутатского мандата. После этого на значение квоты делится количество голосов, отданных за кандидатов от партии в каждом избирательном регионе. Таким образом, высчитывается сколько мандатов в регионе получила отдельная партия. Эти мандаты раздаются кандидатам из региональных списков в порядке их мест в списке, а этот порядок определяется количеством голосов, отданных за каждого конкретного депутата.

После этого начинается второй этап распределения мандатов. Поскольку голоса, полученные региональными списочниками, на избирательную квоту без остатка вряд ли разделятся, то все неиспользованные партией голоса во всех регионах суммируются отдельно и снова делятся на избирательную квоту. Таким образом, партия получает дополнительное число мандатов, которое по задумке не должно превышать 26 (в каждом регионе немногим не хватило до дополнительного мандата), что и так совсем немало. Однако на практике все может быть несколько иначе - минимальный список в регионе пять человек, а голосов в больших областях партия может набрать и на шесть или семь мандатов. Эти дополнительные мандаты, сколько бы их ни было, распределяются уже между кандидатами в общенациональном списке в порядке мест, определенных съездом партии.

Разумеется, в таких условиях гарантированно провести в Раду нужных депутатов будет заметно сложнее, чем сегодня, но, тем не менее, вполне возможно. Во-первых, в общенациональном списке гарантированно будет проходная часть. То есть кандидаты из верхней части списка обязательно попадут в Раду, даже если не пройдут по своим региональным спискам. Так что партиям ничего не будет мешать, тех депутатов, которые гарантированно наберут в своих регионах проходной результат, ставить в конец общенационального списка, а "нужных" кандидатов поближе к началу. Хотя последнее уже не так важно, поскольку прошедшие в регионах все равно будут выбывать из общенациональной очереди.

Во-вторых, минимальный список из пяти кандидатов в региональном списке никак не мешает проводить нужных кандидатов и там. Например, партия "За все хорошее" в одной из "своих" областей резонно предполагает, что наберет голосов как минимум на три мандата. В соответствующие списки заносятся три "нужных" кандидата, а два их конкурента будут техническими, которые гарантированно проиграют более солидным соратникам. Если же результат в данном регионе превзойдет все ожидания партии, то технических кандидатов можно будет "отсеять", уговорив тех отказаться от мандата. В качестве мотивации отказники могут получить некую материальную компенсацию от товарищей по партии, которые в своих регионах не прошли, но рассчитывают пройти по общенациональному списку. Голоса же отказников добавятся в копилку неиспользованных.

Подобной схеме лишь поможет гендерная квота для каждой пятерки, установленная в законопроекте. В каждой пятерке каждого списка, напомним, минимум два кандидата должны быть отличного пола от трех. То есть в украинских реалиях в региональной пятерке будут три проходных мужчины и две непроходных женщины, которые все же благодаря аналогичной квоте будут иметь шанс пройти по остаточному принципу из общего списка, но этот шанс будет несколько меньше шанса у их региональных конкурентов.

Как видим, возможности для манипуляций со списками у партий остаются. Однако теперь каждому штабу придется проводить огромную аналитическую, социологическую да и чисто арифметическую работу, выясняя, сколько в каком регионе партия может получить голосов, сколько останутся неиспользованными, как будут двигаться проходные места в общенациональном списке и т. д. Таким образом, нагрузка на работников партийных штабов вырастет очень заметно, что последних может даже и порадовать, ведь в таком случае они станут для своих партийных боссов просто незаменимыми и соответственно получат основания рассчитывать на куда большие доходы, чем ранее.