Максим Лацыба: В Германии 60% социальных услуг предоставляют общественные организации. Это нормальная практика
Руководитель программ общественной организации "Украинского независимого центра политических исследований" принимал участие в подготовке окончательной редакции Закона "Об общественных объединениях". Он — один из убежденных сторонников снятия запрета на предпринимательскую деятельность общественных объединений.
Ваш Украинский независимый центр политических исследований зарегистрирован как общественная организация?
— Да.
Как вы планируете использовать возможность ведения предпринимательской деятельности?
— Мы рассматриваем такой вариант, просчитываем, насколько это выгодно с экономической точки зрения. Нам было бы интересно продавать свою печатную продукцию, а полученные деньги направлять на печать нового тиража. Однако я не исключаю и того, что мы не воспользуемся этим разрешением.
В какой сфере должна работать организация, чтобы ей это было выгодно?
— В сфере социальных услуг. Например, некое объединение предоставляет услуги социальной реабилитации или массажа для детей-инвалидов. Теперь оно может легально получать за это деньги и направлять их на покупку медикаментов, оборудования и прочего. Количество таких организаций должно расти. В Германии, например, 60% социальных услуг предоставляют общественные организации. Это нормальная практика.
Каким образом раньше решался вопрос оплаты таких услуг?
— Всех вариантов я не знаю, но в ряде случаев — через благотворительные взносы. Некоторые организации создавали под такие задачи отдельные предприятия, что совершенно невыгодно. Дело в том, что такие объединения часто не ведут коммерческую деятельность на постоянной основе. А это значит, что вести отчетность по двум юридическим лицам невыгодно. Приведу пример. Я не раз слышал о желании представителей Украинского Хельсинского союза по правам человека продавать что-то в каких-то конкретных случаях. Например, у них есть необходимость напечатать футболку "Защитим свободу слова" под какую-то акцию и потом реализовать ее. Подобные мероприятия проводятся пару раз в год, и теперь нет смысла создавать под такие задачи отдельное предприятие.
Какой процент общественных объединений, по вашим прогнозам, воспользуется возможностью вести предпринимательскую деятельность открыто?
— Разрешение ведения предпринимательской деятельности — это, безусловно, большой шаг вперед. Но я не берусь прогнозировать резкий всплеск предпринимательской активности среди общественных организаций. Мне кажется, что гораздо удачней такая возможность реализована в американском налоговом законодательстве. Там совершенно не важна организационно-правовая форма организации. Есть виды деятельности, на которые распространяются льготы. И в соответствии с этой деятельностью организация платит или не платит налоги. Таким образом, одно объединение может иметь тир-четыре вида деятельности, которые не облагаются налогом на прибыль, и два-три, которые облагаются. У нас тоже так должно быть, однако для этого необходимо лоббировать очередные изменения в Налоговый кодекс.
Не кажется ли вам, что таким образом нивелируется весь смысл существования неприбыльных организаций?
— А что, общественные организации должны обязательно быть бедными и голодными и постоянно у кого-то что-то просить? Теперь они могут зарабатывать на все свои нужды — аренду помещений, зарплату сотрудников, канцелярию. Я не вижу здесь ничего плохого.
Кроме этого, само государство должно быть заинтересовано в создании новых рабочих мест. Например, во Франции в некоммерческих организациях работает больше людей, чем в строительном бизнесе.
Согласны ли вы с тем мнением, что давление со стороны госорганов на общественных активистов теперь может усилиться?
— Госорганы могут давить на общественные организации, независимо от того, ведут они коммерческую деятельность или нет. Подтверждение тому — ситуация с Ассоциацией украинских банков, возглавляемой Александром Сугоняко. Достаточно было покритиковать деятельность экс-главы Нацбанка и нынешнего первого вице-премьера Сергея Арбузова — и через два дня сотрудники налоговой начислили огромные надуманные штрафы. Сейчас ассоциация практически закрыта.
Читайте также: