Тайное е-декларирование. Как Зеленский накажет "слуг народа"
Верховная Рада приняла два закона, касающиеся электронного декларирования. И оба оказались скандальными
Хорошая новость в том, что все еще можно исправить — то есть Владимир Зеленский может наложить вето. А плохая — в том, что G7, Евросоюз, МВФ получили новое доказательство, что украинской власти доверять нельзя.
Что осталось от е-декларирования
Чтобы понять суть обоих скандалов, не нужно углубляться в историю. Достаточно посмотреть на события трех дней: 3, 4 и 5 сентября.
3 сентября послы G7 приветствовали прогресс в возобновлении декларирования активов для государственных должностных лиц и отметили "важность ограничить количество исключений, связанных с безопасностью, в частности насчет обнародования информации, лишь до случаев тех, кто непосредственно принимает участие в защите Украины". То есть декларации военных должны оставаться закрытыми, а декларации всех гражданских чиновников должны быть обнародованы.
Вечером 3 сентября Владимир Зеленский в видеообращении к украинцам напомнил, что наша стратегическая политическая цель — открытие переговоров о членстве с Евросоюзом. "У Украины есть семь определенных рекомендаций Еврокомиссии. Часть из них мы уже реализовали. Ради второй части необходима результативная работа Верховной Рады Украины. Своевременная работа, которую мы согласовали с Еврокомиссией", — подчеркнул он и назвал три закона, которые необходимо быстро принять, в том числе закон о возобновлении электронного декларирования. "Каждый из этих законов имеет фундаментальное значение. И голосование по ним будет иметь фундаментальное значение. Люди увидят, кто чего стоит. И я призываю народных депутатов Украины не откладывать эти решения, не подвести Украину и поддержать нашу европейскую интеграцию", — заявил Зеленский.
4 сентября антикоррупционный комитет Рады, в котором большинство составляют "слуги народа", утвердил ко второму чтению законопроект №9534 "О внесении изменений в некоторые законы Украины об определении порядка представления деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, в условиях военного положения". Это тот закон, на котором публично настаивали послы G7 и Зеленский. Но комитет внес в проект правку о том, что открытый доступ к декларациям всех чиновников (а не только военных) откладывается на год со дня вступления закона в силу (или до дня отмены военного положения, если это случится раньше, чем через год). Очевидно, это противоречит позиции G7, а также Евросоюза и МВФ.
Также 4 сентября правоохранительный комитет Рады, в котором тоже большинство принадлежит "слугам народа", утвердил ко второму чтению законопроект №9587-д "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и другие законы Украины насчет усовершенствования порядка привлечения к ответственности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления". Комитет внес в проект правку депутата от ОПЗЖ Григория Мамки, которая тоже вряд ли понравится западным донорам. Процитируем ее в редакции комитета: "Если лицо, подвергнутое административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями первой и/или четвертой статьи 172-6 настоящего Кодекса, уплатило соответствующий штраф, это лицо считается не подвергнутым административному взысканию". То есть тебя поймали на вранье в декларации, ты уплатил мизерный штраф — и уже считается, что тебя никто не поймал. Причем врать можно до 1 млн 300 тыс. грн, а штраф — всего лишь от 17 тыс. грн. Фактически это схема легализации вранья в декларациях.
5 сентября Верховная Рада приняла законопроект №9587-д во втором чтении и в целом. Перед окончательным голосованием глава фракции партии "Голос" Александра Устинова попросила нардепов отменить правку Мамки. "На самом деле, эта правка позволяет сейчас избежать ответственности, если ты почти на миллион 300 тысяч гривен забыл задекларировать свое имущество. Поэтому я очень прошу, сейчас это не пропустит МВФ, этого не пропустят наши партнеры. И мне будет тяжело, честно говоря, объяснять нашим избирателям и людям, почему можно забыть задекларировать на миллион гривен имущества. Поэтому очень прошу эту правку не поддерживать", — умоляла Устинова своих коллег по парламенту. Но 250 нардепов, включая почти всех "слуг народа" (177 из 235 членов фракции) вместе с главой фракции Давидом Арахамией, подтвердили правку Мамки. Произошло это в 15:14.
Также 5 сентября, сразу после законопроекта №9587-д, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №9534. Перед окончательным голосованием глава антикоррупционного комитета Анастасия Радина (фракция "слуг народа") попросила нардепов поддержать ее правку о том, чтобы восстановить открытый доступ к декларациям. "Это то, чего от нас ждут люди. Мы должны и обязаны людям это показать. Люди собирают на дроны, люди собирают на оружие, собирают на армию. Наша обязанность показать, чем живет в это время чиновник, и открыть доступ к реестру деклараций, не прятаться. Это не приведет к открытию деклараций военных, это касается только гражданских", — уговаривала Радина своих коллег по фракции и парламенту. Но ее правку поддержали только 199 депутатов, в том числе менее половины "слуг народа" (117 из 235). Произошло это в 16:20, и Арахамия уже отсутствовал.
Хотела ли этого Банковая
Посмотрим на эту ситуацию глазами послов G7. Вечером 3 сентября Зеленский призывает нардепов возобновить е-декларирование, но на следующий день парламентские комитеты фактически нивелируют это, отменив на год открытый доступ к е-декларациям и легализовав ежегодное вранье в размере до 1,3 млн грн. Достаточно было бы двух звонков с Банковой, чтобы этого избежать, ибо большинство в комитетах имеют "слуги народа". Также и 5 сентября достаточно было бы двух звонков с Банковой, чтобы все исправить непосредственно на заседании парламента. Но таких команд с Банковой не поступило (или же поступили противоположные команды).
Сейчас есть три варианта развития событий. Зеленский может наложить вето на оба закона. Или заветировать только №9534, а №9587-д с правкой Мамки подписать. Или подписать оба закона. Какой вариант выберет Зеленский, наверное, будет зависеть от реакции западных партнеров — только лишь озабоченность или же какие-то более серьезные угрозы.
Но даже если Зеленский быстро наложит вето на оба закона, а парламент оперативно проголосует за президентские предложения, эта история негативно скажется на отношениях между Банковой и западными партнерами. Конечно, Зеленский может сказать, что все эти странные правки, внесенные на заседаниях комитетов, это чисто депутатская самодеятельность, к которой он и его офис не имеют никакого отношения. Однако в таком случае кто-то должен понести политическую ответственность за странную позицию "слуг народа". Зеленский заявил, что голосование по е-декларированию будет иметь фундаментальное значение: "Люди увидят, кто чего стоит". Ну вот, люди увидели, и что дальше?
Если Банковая действительно ни при чем, а во всем виноваты парламентские "слуги", то сейчас должен быть найден козел отпущения. С точки зрения западных традиций политической ответственности, прекрасный поступок мог бы совершить глава фракции "слуг народа" Арахамия. Он мог бы сказать: "Я не сумел правильно сориентировать коллег по фракции. Хуже того, я сам проголосовал за неправильную правку и не проголосовал за правильную. Поэтому я покидаю пост главы фракции, слагаю с себя полномочия депутата и иду на фронт солдатом". Однако даже первое ("покидаю пост") выглядит очень сомнительным, не говоря уже о втором и третьем.
Будет ли наказание от Запада
До сих пор G7, Евросоюз, МВФ действовали по отношению к украинской власти исключительно мягко, ограничиваясь уговорами и воздерживаясь от каких-либо громких наказаний в то время, когда Украина дает отпор полномасштабной российской агрессии. Но это не означает, что нам все прощали. Нас тихо наказывали тем, что давали денег, оружия и прочей помощи меньше и позже.
Коррупция в Украине оказывает значительное влияние на страны Запада при принятии решений о поставках оружия Киеву, заявил 4 сентября президент Литвы Гитанас Науседа в эфире телеканала LRT. "Это очень важная причина. Поскольку те государства, которые оказывают поддержку Украине, являются демократическими государствами, значит, они должны учитывать настроения своего общества и мнение избирателей, — пояснил президент Литвы. — Представьте, что избиратели в том или ином государстве видят, что в стране, куда направлена помощь, происходят очень заметные коррупционные скандалы. Это огромный удар по репутации этого государства". Подчеркнем, что это — слова друга, ибо Литва и ее президент Науседа — всегда на стороне Украины во всех дискуссиях внутри Евросоюза и НАТО.
В октябре в Киев прибудет миссия МВФ, чтобы оценить выполнение меморандума и дать рекомендации совету директоров МВФ насчет дальнейшего финансирования Украины. В меморандуме по программе расширенного финансирования EFF принятие закона о возобновлении декларирования является структурным маяком со сроком исполнения в конце июля. То есть Верховная Рада не выполнила своих обязательств вовремя, а теперь еще и попыталась обмануть западных доноров Украины. И ради чего — чтобы скрыть от людей информацию о том, как обогатились депутаты и чиновники во время войны.
Скорее всего, по итогам работы миссии нам все же продлят финансирование. Просто дадут меньше, чем могли бы.
26-27 октября Европейский совет (высший орган Евросоюза) оценит прогресс Украины в выполнении семи рекомендаций Еврокомиссии. Цена вопроса — открытие переговоров о членстве. Будем надеяться, что лидеры стран ЕС все же согласятся начать переговоры — это будет важная процедурная веха на пути к членству Украины в Евросоюзе. Но темпы переговоров могут оказаться медленнее, чем если бы украинская власть не давала поводов для недоверия.
Также в запасе у США есть точечные меры воздействия на украинских чиновников и депутатов. К ним может проснуться или активизироваться интерес со стороны, например, ФБР — в конце концов, а почему бы и нет, если они так хотят скрыть свои доходы, что ради этого даже рискуют сорвать западную помощь Украине. Но об этом, скорее всего, никто не будет говорить громко, по крайней мере до конца войны.