Луценко vs Сытник: один – ноль после первого тайма
Конфликт между ГПУ и НАБУ, напомним, вошел в горячую стадию 12 августа, когда в центре Киева, на улице Симона Петлюры, произошла потасовка между следователями и детективами. Первые уличили вторых в незаконной прослушке, слухачей задержали, допросили. В Антикоррупционном бюро пожаловались, что допрашивали незаконно. В Генпрокуратуре же обвинили визави в рукоприкладстве. В итоге оба ведомства начали расследование инцидента, а в СМИ заговорили о войне НАБУ и ГПУ. На защиту бюро встали еврооптимисты и общественники, устроившие антипрокурорский пикет.
А сегодня Юрий Луценко и Артем Сытник провели брифинг, конфликт между своими сотрудниками осудили, его расследованием теперь займется СБУ. После чего генпрокурор и директор НАБУ пожали друг другу руки. Но вряд ли на этом можно ставить точку. В лучшем случае больше не будет потасовок, а вот в информационном пространстве противостояние точно продолжится. Ему просто не позволят угаснуть те, кто заинтересован в получении политических очков на скандалах во власти. Впрочем, тут все зависит от самих ГПУ и НАБУ и от их желания не подменять работу ее имитацией.
По мнению экспертов, первый тайм противоборства выиграл Юрий Луценко. Как политик в кресле генпрокурора он убедительнее выглядел в качестве голубя мира. Кроме того, благодаря громким заявлениям о вырубке леса на границе со Словакией, о задержании в Панаме Владислава Каськива и подозрении экс-главе Минюста Александру Лавриновичу он сумел снять наэлектризованность вокруг Генпрокуратуры, которую нагнетали защитники НАБУ. Но с другой стороны, теперь общество будет требовать от ГПУ показать результат по заявленным делам. Иначе второй тайм ведомство Луценко рискует проиграть.
Что же касается Сытника, то намного интереснее его заявления не на брифинге, хотя он и вступил в перепалку с генпрокурором, защищая своих сотрудников, а в интервью, появившемся несколькими часами раньше. Судя по сказанному директором НАБУ, он — против прямой конфронтации с Генпрокуратурой, но за здоровую конкуренцию. А прокурорский департамент по расследованию дел в сфере экономики, по его словам, расследует дела, подследственные НАБУ.
Сытник всячески избегал политизации конфликта, но при этом бросил камень в огород одного из главных публичных защитников Антикоррупционного бюро Сергея Лещенко. Директор бюро обвинил депутата в том, что после публикации им части "амбарной книги" Партии регионов некоторые фигуранты покинули страну. Это навредило следствию. "Фактически людей предупредили, подали им сигнал: "К вам скоро придут". Люди испугались и начали прятаться", — сказал Сытник.
Несмотря на высокую вероятность возобновления терок между правоохранительными ведомствами, все же существует шанс, что в ближайшие месяцы они таки покажут общий результат, и не будут переходить дорогу друг дружке. В таком случае профессиональные "антикоррупционеры" лишатся возможности выстраивать эффектные, но при этом абсурдные конспирологические теории, что для них равнозначно постепенному забвению. Ну, о чем говорить у Шустера, если между НАБУ, ГПУ, СБУ и МВД установится мир?
Остается надеяться, что руководство правоохранительных органов усвоило урок: войны между ними создают благодатную почву и для популистов, и для лоббистов разного рода олигархов, и для откровенных агентов Кремля. Которые, увы, сегодня работают в одной политической упряжке.