Ловкость рук. Бюджет Киева как шляпа фокусника с кроликом
Не дожидаясь бюджетного голосования под куполом на Грушевского, столичные депутаты уже утвердили бюджет Киева на будущий год. В 2017 году в киевский бюджет должно быть собрано около 38,2 млрд грн и израсходовано примерно столько же. Больше всего денег потратят на образование (10,79 млрд или плюс на 3,7 млрд грн к этому году) и здравоохранение (7,57 млрд - плюс 2,8 млрд грн). Также заложено более 5 млрд на социальную защиту и 2,65 млрд на ЖКХ. На строительство и реконструкцию объектов дорожно - транспортной инфраструктуры - 12,44 млрд грн. О том, что стоит за "сухими" цифрами, "ДС" рассказал Вячеслав Жук, эксперт по вопросам региональной политики Института общественно-экономических исследований (ИСЕД).
ДС: Вячеслав, каковы главные достижения столичных депутатов на бюджетной ниве?
В.Ж: Главный и, пожалуй, один из немногих - утверждение бюджета Киева не к Новому Году, а на пару недель раньше, не дожидаясь голосования за государственный бюджет. Но, судя по заложенным в документ цифрам, депутаты Киевсовета не верят ни в успешное голосование за главную смету страны, ни в увеличение минимальной зарплаты, ни в сколько-нибудь заметный рост экономики города. Более того, разработчики бюджета почему-то предрекают киевлянам очередной виток кризиса - доходы городской казны ожидаются всего на 4% больше, чем в уходящем году, при прогнозируемой инфляции в стране на уровне 8,1%.
Правда, в проекте бюджета Киева к первому чтению вообще закладывались доходы на 80 млн грн меньше, чем в 2016 г. Это невозможно объяснить никакими ожиданиями рынка. И это совершенно не вписывается даже в самый пессимистический прогнозный сценарий. Для сравнения: доходы бюджета г. Днепр в 2017 году должны увеличиться на 18,5%. Не говоря уже о том, что Днепр, в отличие от Киева, должен перечислить в госбюджет более 400 млн. грн. реверсной дотации. В этом смысле Киев де-факто превратился в "специальную" зону, где характер экономических отношений резко отличается от остальной части страны, а бюджетная специфика закреплена специальным законом о столице.
ДС: Возможно, речь идет не о пессимизме депутатов. Например, можно ведь через несколько месяцев торжественно объявить о перевыполнении доходной части и приписать себе эту заслугу...
В.Ж: Разумеется, бюджет Киева будет пересмотрен, причем, уже в январе. И показатели доходов будут приведены к более-менее реальным величинам, т.е. дополнительно обнаружатся резервы в объеме 4-5 млрд. грн. Однако в расходной части это почти гарантированно порождает массу рисков.
Дело в том, что назначить дополнительные ассигнования тому или иному распорядителю бюджетных средств - процесс не самый простой. Сметы коммунальных учреждений к тому моменту будут давно утверждены, а менять их долго и хлопотно, особенно в части капитальных расходов. В связи с этим появляется даже не возможность, а просто практическая необходимость "ручного" управления расходной частью городского бюджета. Таких уточнений бюджета будет не менее четырех за год, так что разобраться в меняющемся финансировании сфер жизни города будет не по силам ни общественности, ни гражданским организациям.
ДС: Получается, манипулировать столичным бюджетом станет проще?
В.Ж: Определенно. И главный риск непрозрачности бюджета даже не в том, что еще параметры гарантированно будут пересматриваться. В изначальном проекте решения Киевсовета (он рассматривался 1 декабря) присутствовал пункт, по которому любое перераспределение средств в пределах главного распорядителя должно согласовываться бюджетной комиссией и утверждаться распоряжением КГГА. В проголосованном 12 декабря варианте решения такого пункта нет. Это значит, что главный распорядитель средств (скажем, районная администрация в лице соответствующего финансового управления) не обязан получать разрешение на изменение перечня объектов и сумм финансирования. На практике это приводит, например, к тому, что дорожное покрытие ремонтируется и дворовые территории благоустраиваются не на конкретной улице в соответствии с планом, а на улице, где живет больше депутатов рай- или горсовета.
ДС: Но, возможно, это не так уж плохо - давать райадминистрациям больше финансовой свободы? В конце концов, мы взяли курс на децентрализацию...
В.Ж: Ослабление контроля и большее пространство для маневра у местных администраций - это не совсем те проявления децентрализации, на которые рассчитывали авторы этой реформы. Кстати, осторожные сдвиги в направлении децентрализации в бюджете Киева все же наблюдаются. Если в 2016 году через районные администрации перераспределяется 34% расходов бюджета, то в 2017 году ожидается уже 38%. Если общая сумма расходов городского бюджета должна увеличится на 12%, то райадминистрации станут "богаче" на 26% (или на 3 млрд. грн.).
ДС: Но если в бюджете не заложено существенного увеличения доходов, то и расходы будут весьма умеренными?
В.Ж: По основным направлениям расходов ожидается весьма скромное увеличение финансирования. Например, Департамент здравоохранения получит всего на 10% больше, чем в 2016 году; на общегородские мероприятия в сфере образования, науки, молодежи и спорта предусмотрено на 165 млн. грн. больше; увеличение финансирования департамента социальной политики составит 6%; департамент жилищно-коммунальной инфраструктуры получит на 55 млн. больше и т.д. Ожидается, что сумма трансфертов (дотаций и субвенций) из госбюджета уменьшится на 300 млн. грн., однако это не коснется ни образовательной, ни медицинской субвенций. Повторюсь, на данный момент оценивать реальную структуру расходов городского бюджета преждевременно. Поскольку она будет меняться, и притом существенно.
ДС:... Например, уже после утверждения госбюджета на будущий год?
В.Ж: Отчасти, киевские депутаты уже учли некоторые новации госбюджета. Решение Киевсовета содержит один, очень показательный, пункт: "главным распорядителям средств бюджета города Киева... оптимизировать структуру и штатную численность... сотрудников учреждений, коммунальных предприятий и организаций... не допуская увеличения такой численности...". Новая волна сокращений в бюджетной сфере - именно так Киев отреагировал на решение правительства увеличить минимальную заработную плату.