Кто в Украине доигрался до санкций
Решение сепаратистов Донбасса провести собственные местные выборы 18 октября и 1 ноября вызвало молниеносную реакцию руководства Украины. Так, президент Петр Порошенко призвал руководство комитета политики и безопасности ЕС расширить санкции в отношении сепаратистов и их российских спонсоров. Примечательно, что на этот раз Киев не стал требовать от Запада больше, чем готов делать сам. Ведь Порошенко на днях уже ввел в действие целый ряд санкций Украины в отношении России сроком на один год. Соответствующие меры прописаны в указе №549 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 сентября 2015 года "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)".
Вступившие в силу ограничительные меры касаются более 400 физических и 105 юридических лиц Российской Федерации и других стран, причастных к аннексии Крыма и агрессии на Донбассе. Санкционные списки можно посмотреть на сайте президента.
Главные в списке санкций - лотерейщики
Под номером 98 и 99 в списке разместились компании "Патриот" (ЧАО, Киев, ул. Струтинского) и "М.С.Л." (ООО, Киев, у. Шовковичная), работающие в лотерейном бизнесе. В отношении компаний предусмотрены блокировка активов - временное ограничения права человека пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, предотвращения вывода капиталов за пределы Украины, приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств, прекращения выдачи разрешений, лицензий и т.д. По сути речь идет об экспроприации, пусть и временной, всего бизнеса.
Всего в Украине работают три оператора лотерей: "М.С.Л.", "Патриот" и "Украинская Национальная Лотерея". Также есть лицензия у государственного "Ощадбанка", но он ей за много лет так и не воспользовался. "УНЛ", по состоянию на 2014 год, якобы принадлежала швейцарцу Питеру Шетти, австрийцам Вулфу Кламмерту и Францу Ренгхоферу. И хотя в 2015 году собственники у компании, согласно ее заявлениям, сменились, нет уверенности, что среди них нет подставных лиц. Но, скорее всего - точно нет россиян. В любом случае "УНЛ" в список санкций не попала, а ее доля рынка, составляющая всего 5%, делает ее не такой интересной как двух других участников - попавших под санкции "М.С.Л." и "Патриот". Они делят оставшиеся 95% лотерейного бизнеса, который официально генерирует около 10 млрд грн выручки ежегодно.
Большая доля - у "Патриота", удерживающего, по данным Счетной палаты Украины, около 70% всех денежных потоков. Это акционерное общество было создано в 1997 году на базе советского лотерейного оператора Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту - ДОСААФ.
Сейчас 100% акций "Патриота" принадлежат кипрской Cehriba Investments Limited, за которой скрывается инвестиционный холдинг Finstar россиянина Олега Бойко, контролирующего крупнейших в России игорный холдинг Ritzio International. Российский "Форбс" оценивает состояние Бойко в $1,3 млрд. Скрывается - громко сказано. В набсовет украинского патриота входят дети и родня Бойко. В России структуры Бойко публично помогают российской армии - это главный упрек в адрес "Патриота" от украинских властей.
Вторая компания - "М.С.Л." - пытается быть боле осторожной. Компания основана на базе государственной корпорации "Молодьспортлото" в 1998 году. Но, как минимум, с середины минувшего десятилетия ее контролировала российская "Альфа-групп" Михаила Фридмана (состояние - $14,6 млрд) через оффшоры ABO Holdings Ltd и Guepard Ltd. В 2014 году некий гражданин Кипра Маркос Шапианис заявил, что граждан РФ среди владельцев украинского оператора нет, что компания принадлежит ему - Шапианису. Но российский "Форбс" все равно считает, что основной бенефициар - Фридман.
Претензии украинских властей к "М.С.Л" не совсем понятны. По данным "ДС", изначально санкции в отношении что "М.С.Л", что "Патриота", инициировали силовики, в частности, СБУ. Хотя, вполне может оказаться, что за изначально благими намерениями скрывается банальный передел рынка.
С 2014 года в Верховной Раде болтается полтора десятка законопроектов, предлагающих вдоль и поперек перекроить игорный рынок, выдавать и аннулировать лицензии и т. п. Убрать с рынка держателей 95% его доли - хорошее подспорье для начала новой экспансии. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что помимо "М.С.Л" Фридману в Украине принадлежат контролирующая доля в мобильном операторе "Киевстар" и украинский "Альфа-банк", а сам Фридман спокойно приезжает в родной Львов, где устраивает джазовый фестиваль, не вызывая нареканий со стороны тех же силовиков. Но ввести санкции власти решили выборочно в отношении лотерейной компании, даже не заикаясь о том, чтобы тронуть другие.
Враг не проедет, ни пролетит
Кроме того, в санкционный список попали целый ряд авиакомпаний, в том числе работающие в Украине Аэрофлот, S7 и Трансаэро. Владельцем контрольного пакета первой компании является государство РФ, плюс в прошлом году Аэрофлот уже был оштрафован украинской стороной за полеты в Крым. Правда, этим летом Высший административный суд Украины отменил решение о взыскании штрафов, сочтя доказательства украинской Госавиаслужбы недостаточными. Так что теперь попадание компании под санкции вполне обосновано - ей, как и ряду других, ограничивается или полностью запрещаются полеты территорией Украины.
Надо отметить, что вряд ли это нанесет серьезный удар по бизнесу российского перевозчика. В прошлом году после трагедии с Боингом, в Аэрофлоте заявили, что компания облетает воздушное пространство Украины, и это ей обойдется в 20 млн долларов в год. Такая сумма вряд ли ощутима для перевозчика, который на днях сообщил о покупке основного конкурента - Трансаэро - за 1 руб. Тем более, что на украинском рынке Аэрофлот особой доли никогда не имел. Но, в тоже время, для украинских перевозок это может быть поворотный момент. Во-первых, Аэрофлот и его "дочки" на данным момент были чуть ли не единственным конкурентом МАУ на ряде рейсов, в частности на многих дальних перелетах. Во-вторых, еще в прошлом году в РФ заявляли, что если Украина закроет небо для российских авиакомпаний, но они пойдут на такой же встречный шаг. В условиях украинского закрытого неба это по сути означает полное закрытие авиационного сообщения между Россией и Украиной. А за одно украинским перевозчикам вместо Москвы придется искать другой хаб для полетов по ряду направлений. Правда, пока в российских авиакомпаниях не комментируют украинские санкции, уверяя, что президент Украины им не указ, и они ждут сообщения о санкциях от профильных отраслевых ведомств.
Еще интереснее история с железнодорожным перевозчиком, которым попал под санкции. Речь идет об операторе железнодорожных перевозок "ПГК в Украине" - "дочка" российской "Первой грузовой компании", принадлежащей российскому миллиардеру Владимиру Лисину. В конце прошлого месяца посол Украины в Российской Федерации Владимир Ельченко в обращении к президенту Украины Петру Порошенко указывал, что ПГК "продолжает беспрепятственно работать в Украине, хотя является основным перевозчиком российских военных грузов в Крым, а также на территории Донбасса, контролируемые сепаратистами". Так что почему компания попала под санкции - вполне объяснимо. По последним данным, ПГК в Украине принадлежит около 5 тыс грузовых вагонов, и в принципе "экспроприация" этого парка могла бы хоть немного компенсировать потерю украинских вагонов в Крыму и в зоне АТО (по данным двухмесячной давности в Крыму осталось около 2 тыс. украинских вагонов, в зоне АТО - 11,5 тыс.). Однако, санкции не подразумевают заморозку активов - только прекращение перевозок. Что примечательно, ни РЖД, ни его дочек в санкционном списке обнаружить не удалось. Видимо, никто в Украине не рискнул полностью прекратить железнодорожное сообщение с РФ.
Банки и антивирусы как главные враги Украины
Интересен и тот момент, что под санкции попали и российские антивирусы, а точнее разработчики таких программ - "Лаборатория Касперского" и "Доктор Веб". Их активы, как несложно догадаться, тоже никто не замораживает, просто госструктурам запрещено покупать их программное обеспечение. К сожалению, ни одна ни вторая компания не публикуют информацию о том, сколько денег зарабатывает их украинские дочки. Так что оценить их потери сложно. Но примечательно другое, не так давно относительно одной из них разразился громкий скандал, бывший сотрудник рассказал, что программы компании специально помечают системные файлы как вирусоносные, чтобы при отказе от их ПО и переходе на антивирусы конкурентов техника ломалась. Причем основным конкурентом, на который были направлены эти действия, был назван Майкрософт. И как тут не вспомнить, где раньше работал заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив. Впрочем, с точки зрения госбезопасности это тоже вполне можно объяснить.
И, наконец, о банках. В украинский санкционный список не попала ни одна из "дочек" крупнейших российских госбанков, работающих на территории нашей страны. В перечне не оказалось ни ВТБ Украина, ни Сбербанка РФ, ни Проминвестбанка, ни Альфа Банка. Последний, правда, к госструктурам отношения не имеет и еще год назад дистанцировался от своей связи с российским капиталом: сейчас 100% акций украинской Альфы формально принадлежат кипрской АВН Ukraine Limited.
Осторожность чиновников вполне понятна. Любые притеснения россиян могут обернуться крупным скандалом. Многие финучреждения с российским капиталом входят в десятку крупнейших по размеру активов на украинском рынке. Они не только самые щедрые кредиторы отечественной экономики, но и лидеры по размеру депозитных портфелей физлиц. К примеру, на депозитных счетах Проминвестбанка (98,6% его акций находятся в собственности Внешэкономбанка, подконтрольного правительству РФ) на 1 июля хранилось почти 8 млрд грн вкладов населения, в Сбербанке России (на 100% подконтролен российскому Сбербанку РФ) - более 11 млрд грн, в ВТБ Украина ("дочка" российского Внешторгбанка) - 2,5 млрд грн, Альфа Банке - 11,6 млрд грн. Только слух о том, что они прекратят рассчитываться по депозитам, мог бы легко "положить" банковскую систему.
Именно поэтому в "черный" список затесались, в основном, финучреждения, имеющие мало отношения к Украине. Среди них, например, оказались астраханский Агроинвестиционный коммерческий банк, зарегистрированный в Улан-Уде БайкалБанк или Краснодарский краевой инвестиционный банк (и еще пару десятков таких же, "засветившихся" работой в Крыму). К этим финучреждениям должны быть применены два вида санкций. Во-первых, блокирование активов (временное ограничение права пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом). Во-вторых, приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств (запрет предоставлять кредиты, займы, финансовую помощь, гарантии и т.д.).
Одним из немногих исключений из ряда "ноумеймов" стал Банк Москвы, имеющий 100% "дочку" в Украине - БМ Банк (более 75 % российского Банка Москвы принадлежит российскому Банку ВТБ). Трогать его чиновники не побоялись: в рейтинге НБУ по размеру активов украинский БМ Банк находится на 40 месте, а депозитный портфель физлиц на 1 июля составлял всего 464,3 млн грн.
Примечательно, но в списке также есть "Газпромбанк". Дочки у этой одиозной финструктуры в Украине нет, но важно другое. Дело в том, что еще в 2013 году Ostchem Дмитрия Фирташа передал "Газпромбанку" в залог по кредиту на 850 млн долларов 5,7 млрд кубометров газа, якобы находящиеся в украинских ПХГ. С тех пор указанный газ Ostchem благополучно использовал, но, как оказалось, формально газ в залог передавали четыре химзавода - Черкасский Азот, Северодонецкое объединение Азот, концерн Стирол и РивнеАзот. И именно они теперь должны газ "Газпромбанку". Этим летом пошли разговоры, что если украинские промышленные предприятия не смогут рассчитаться с этой российской компанией, то она сможет претендовать на активы Фирташа в Украине. Ну что ж - теперь, видимо, не сможет. Так что Дмитрий Васильевич просто обязан поблагодарить Порошенко за такое, пусть и временное, но облегчение кредитного бремени.