Безвизовый лес. Как европейцы выставили себя напыщенными жлобами
Отечественная элита часто дает основания не верить ей. Например, называя сроки предоставления безвизового режима, а затем раз за разом, перенося их. На протяжении последних двух лет именно так поступал президент Петр Порошенко. Впрочем, его критики из числа отечественной элиты ничуть не лучше, поскольку в аналогичном стиле постоянно объявляют, то о начале очередной революции, то о неминуемой гибели страны, а затем, нимало не смущаясь переносят сроки реализации своих мрачных пророчеств.
На этом фоне, европейцы казались мудрыми и прозорливыми политиками, которые просчитывают ситуацию на несколько ходов вперед. Саммит Украина-ЕС, на котором руководство Евросоюза в лице Дональда Туска и Жана Клода Юнкера изящно сообщило, что решение о безвизовом режиме, в принципе принято, но... есть нюансы и нужно подождать. Недолго. Ну неизвестно сколько. Но недолго. Наверное. И это показывает, что европейское руководство может сесть в лужу не хуже нашего.
В частности, надо обладать либо извращенным чувством юмора, либо полным отсутствием совести, рассказывая о перспективах предоставления безвизового режима Украине (а точнее его отсутствия), не забыть вставить пять копеек и напомнить о необходимости отменить запрет на экспорт леса-кругляка. "Я был рад тому, что украинский президент выразил намерение снять запрет на экспорт древесины. Это было условие, которое мы выдвинули", - сказал Юнкер.
Даже если, европейцы действительно жить не могут без украинского леса, хотя это крайне сомнительно, то увязывать безвизовый режим и свои шкурные вопросы выглядит, мягко говоря, глупо. Слова г-на Юнкера падают на благоприятную почву поиска тотальной "зрады", не говоря уже о том, что путинские пропагандисты могут радостно потирать руки, наслаждаясь воплями возмущенных патриотов, которые словно по мановению волшебной палочки подняли крик о недопустимости продажи национальных интересов, в обмен на... отсутствие безвиза.
Напомним, что Верховная Рада 9 апреля 2015 года приняла закон, которым на 10 лет запретила экспорт лесоматериалов и пиломатериалов в необработанном виде (леса-кругляка), при этом запрет на экспорт лесоматериалов древесных пород (кроме сосны) был введен с 1 ноября 2015 года, а древесных пород сосны - с 1 января 2017 года.
Между тем, проблема собственно в том, что законодательный запрет на экспорт леса, это с одной стороны сильнодействующее средство, что-то на манер ампутации, с другой, демонстрирует, что другие управленческие инструменты не работают. Зачем, обязательно вводить законодательный запрет, если есть целый набор рычагов - от пошлин до вердикта какого-нибудь условного "Укрпотребнадзора", который может элементарно закрыть весь экспорт выдавая или не выдавая справки о соответствии экологическим нормам?
"Если растет деревообработка внутри страны, то о какой защите лесов от вырубки может идти речь? Из-за запрета экспорта именно украинские, а не иностранные производители сделают Карпаты лысыми. От замены переработчиков лысость не меняется", - отмечает Тарас Качка, уполномоченный по вопросам предпринимательства при ГФСУ.
По его мнению, позиция ЕС заключается в том, чтобы политика в отношении леса отвечала международным правилам. "Хотите защищать окружающую среду и развивать свою промышленность - делайте это цивилизованно. Мы же против России судимся за нарушения правил торговли, то почему себе позволяем?", - говорит эксперт. Замечание, по сути верное, что впрочем не отменяет вопроса, зачем превращать безвиз и лес в неудобоваримый коктейль?
Впрочем, в Министерстве финансов Украины уверены, что мораторий надо было отменять, даже в том случае если бы Еврокомиссия этого и не требовала. "Мораторий преследовал две цели - остановить неконтролируемый вывоз леса и мотивировать внутреннее производство древесных изделий. Ни первая, ни вторая задача не выполнены. Это просто профанация. На самом деле лес вывозится с минимальным уровнем обработки, а производство пиломатериалов не выросло. Мебель в Украине не производится по другой причине - из-за отсутствия нормального бизнес-климата", - говорит министр финансов Александр Данилюк.
Насчет производства мебели и бизнес-климата, это действительно очень существенное замечание. Хорошо, что в правительстве об этом заговорили. Еще лучше, что подготовили специальный законопроект, направленный на создание удобной для бизнеса бизнес среды.
Правда надо еще посмотреть, что из этого получится. Тем не менее, то, что наконец заговорили об альтернативах регулированию рынка леса и деревообработки, это хорошая новость.
Плохо, что это происходит в условиях истерики украинской общественности, которая уверена, что ее предают и в конце-концов, она не получит ни вожделенного безвизового режима, ни возможности наслаждаться зелеными Карпатами, и уж тем более, прекрасной мебели от отечественных производителей.
Петру Порошенко, наверное стоило воспользоваться моментом, и если уж г-н Юнкер решил смешать лес с безвизом, то не помешало бы добавить немного газу. И, в частности, поинтересоваться не противоречит ли условиям Ассоциации решение ЕК отдать на откуп российскому "Газпрому" возможность использовать газопровод OPAL?
Ведь вредить партнеру, в данном случае Украине, не просто нехорошо, а запрещено статьей 274 Соглашения об Ассоциации.
К сожалению, Петр Порошенко, не решился на такой шаг.
Тем не менее, нет ни малейших сомнений, что, ремарка председателя Еврокомиссии Жана Клода Юнкера о том, что надо бы отменить запрет на экспорт украинского леса-кругляка будет долго портить атмосферу отношений Украины с ЕС. Образ циничных крохоборов, которых вообще ничего не интересует, кроме денег и собственного комфорта прилепится к европейским политикам надолго, если не навсегда.
Похоже на то, что экс-госсекретарь США Генри Киссинджер абсолютно прав когда, удивляется, тому как нынешнее европейское руководство может быть наследником тех, кто некогда построил великую европейскую цивилизацию.