Лагуну помогут вернуться в профессию
Две банковские ассоциации - УКБС и АУБ - инициируют создание так называемой апелляционной комиссии. Она возьмет на себя функции третейского судьи, или финансового омбудсмена - будет защищать банкиров, работавших в прогоревших банках, но непричастных напрямую к их банкротствам. В состав комиссии войдут представители банковских и страховых объединений, а также представители других участников финансового рынка. Соответствующий законопроект ассоциации намерены подготовить в самое ближайшее время.
В черном списке НБУ значатся около 800 финансистов, прежде работавших в неплатежеспособных банках. Согласно принятому летом постановлению НБУ №357, а также в соответствии с нормами закона об усилении ответственности связанных с финучреждением лиц им запрещено становиться собственниками банков или занимать в них руководящие должности. В категорию неблагонадежных попали не только председатели правлений и их заместители, но и руководители отдельных подразделений, виновность которых в банкротстве целого финучреждения вызывает сомнения. Яркий пример - ситуация с банком "Надра". НБУ признал, что причиной финансовых сложностей финучреждения стали проблемы, вызванные еще кризисом 2008-2009 гг. Для его спасения нужны были средства, которые собственник внести отказался. Тем не менее крайним оказался Дмитрий Зинков, возглавлявший банк с 2012 г. - впоследствии ему запретили занять должность председателя правления Платинум Банка. Похожая ситуация и в банке "Финансы и Кредит": переговоры о спасении учреждения НБУ вел с его собственником Константином Жеваго. Тот не выполнил своих обязательств, и банк был признан неплатежеспособным. Наказывать из-за этого руководителей региональных подразделений "Фиников", по меньшей мере, нелогично и несправедливо. "В мировой практике есть случаи, когда регулятор может выносить так называемое профессиональное суждение о банкирах. Но те, в свою очередь, имеют право оспорить такое решение даже без суда. Нужно просто подать заявление омбудсмену, и он бесплатно будет разбираться, правомерно ли решение регулятора. У нас такого противовеса нет", - рассказывает главный финансовый аналитик РА "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран.
К созданию комиссии готовы подключиться представители страхового сектора и ассоциации кредитных союзов, опасающиеся конкуренции. "Банкирам, которые теперь не могут занимать руководящие должности в банках, ничего не мешает перейти на работу в страховые компании или даже на работу в госрегулятор", - полагает генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. К тому же представители страхового рынка и кредитных союзов вскоре могут и сами попасть в черный список. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который предусматривает ликвидацию Нацкомфинуслуг. Часть полномочий небанковского регулятора, в том числе и контроль над страховыми компаниями и кредитными союзами, перейдет Нацбанку. Это значит, что к ним автоматически будут применяться нормы постановлений НБУ, в том числе и о безупречной деловой репутации. "Тогда специалистов с подмоченной деловой репутацией будет уже не 800, а тысячи. Это может стать действительно проблемой", - прогнозирует президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров.
Инициативу участников финансового рынка поддерживают депутаты. "Мы готовы оказать помощь экспертному сообществу", - пообещал первый замглавы комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Михаил Довбенко. Но не исключено, что депутаты подготовят отдельный закон, который введет понятие апелляционной комиссии. В этом случае шанс вернуться на банковский рынок получат и экс-председатель набсовета Дельта Банка Николай Лагун, и бывший руководитель Брокбизнесбанка Александр Дынник, и многие другие финансовые воротилы.
Кто попал в черный список
Перечень неблагонадежных банкиров начал формироваться с 6 июня, когда вступило в силу постановление Нацбанка №357. В него попали председатели правления банков, в которые была введена временная администрация, их заместители и члены правления, а также главы, заместители и члены наблюдательного совета, главные бухгалтеры и их замы. В зависимости от причин, ставших основанием для введения временной администрации, запрет на работу в банковской системе для финансистов может длиться от трех до десяти лет. В отдельных случаях ограничение занимать руководящие должности в банках распространяется и на руководителей отдельных подразделений. Главное условие - они должны работать в банке не менее полугода перед введением временной администрации.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 5 октября 2015 г. (№40/750)