Уйти, чтобы остаться. Почему неприятности премьеров Курца и Бабиша не означают крушения кремлевских коррупционных схем
Влияние России в Европе носит системный характер и для его демонтажа нужны системные изменения, а не замена персоналий
В результате коррупционного скандала подал в отставку канцлер Австрии Себастьян Курц (самый молодой глава государства в мире, между прочим – а вы чего добились к 35 годам?), известный своей неприличной близостью к Кремлю. А в воскресенье в Чехии проиграло выборы движение ANO ("Акция недовольных граждан"), во главе с дотоле непотопляемым премьером-олигархом Андреем Бабишем. Бабиш, в свою очередь, подпирал пророссийского президента страны Милоша Земана, который от огорчения слег с сердечным приступом. Злые языки предрекают, что в силу серьезности недуга, а также почтенного 77-летнего возраста, Земан уже не сможет исполнять обязанности президента страны. Это дало основания говорить о том, что, мол, в минувшие выходные в Европе был нанесен двойной удар по российским интересам и коррупционным связам. Вот только едва ли это так.
Австрия: ничего не изменилось
Курц, даже лишившись формального поста, останется влиятельной персоной в австрийской политике. Его прокси во власти станет новый премьер, Александр Шалленберг, бывший министр иностранных дел в правительстве Курца, и ближайший его соратник. Шалленберг нисколько не скрывает близости к Курцу, и прямо заявил при вступлении в должность, что будет с ним тесно сотрудничать, а все обвинения ложные.
Курца, а с ним еще девятерых человек, трясет сейчас австрийская прокуратура, подозревая, что он и его приближенные, в далекие 2016-2018 годы, платили из государственной казны редакции одного из австрийских таблоидов, а та преподносила их политическую деятельность в выгодном свете. В реалиях постсоветского пространства, включая Украину, это даже не мелкое правонарушение, а естественное и законное поведение по праву, но австрийцы еще живут понятиями позапрошлого века. Тем не менее, можно почти не сомневаться, что дело Курца тихо помрет на стадии расследования, и через год-да он будет отмыт до состояния новенькой коллекционной монеты.
Что касается замены Курца на Шалленберга, то она не повлияет вообще ни на что. В частности, не повлияет она и на (не)выдачу в США Дмитрия Фирташа – при том, что формальных препятствий для его экстрадиции уже нет. Австрийская элита еще со времен Ельцина сидит на плотном подсосе у российской олигархии, что делает Австрию, по сути, европейской вотчиной Москвы. Батурина с дочерью, дочь Ельцина с семейством и множество фигур помельче имеют австрийские паспорта или ВНЖ. Впрочем, история московского влияния в Австрии гораздо старше — она начинается с 1945 года. Тогда Австрия, включенная в состав Третьего Рейха, попала под советскую оккупацию, и перед уходом войск в 1955-м была густо насыщена советской агентурой.
Чехия: легкие перемены
Результаты выборов в Чехии тоже не слишком впечатляют. Основной противник Бабиша и его ANO, альянс "Вместе" (SPOLU) набрал суммарно около 27,79% голосов, ANO слегка отстала, получив 27,12% голосов, на третьем месте левоцентристская оппозиционная коалиция из двух партий: Чешской пиратской и центристского движения "Старосты и независимые" (PIRATI a STAROSTOVE) — 15,62%, на четвертом – "Свобода и прямая демократия" (SPD) Томио Окамуры – 9,56%.
Остальные, левые и правые, включая компартию Чехии и Моравии (KSCM) не преодолели 5%-й барьер. С коммунистами такая неприятность случилась впервые за 25 лет, что тоже дало повод поговорить о некоей судьбоносности прошедших выборов. Но, в действительности, все решилось естественным и предсказуемым образом: унылый постсоветский динозавр, ностальгически жавшийся к ноге московского хозяина, одряхлел, утратил нюх и хватку, и закономерно вылетел на третье место среди непрохожденцев, набрав 3,6%. Верхнюю ступень этого пьедестала заняла "Присяга Роберта Шлахты" с 4,68% — центристы, антикоррупционеры, в общем, популисты, которые вышли на первые выборы, и себя еще покажут. На втором месте — CSSD, Чешская социал-демократическая партия, которую троллил еще Гашек (Партия Умеренного прогресса в рамках закона – это именно о ней) – 4,65%. Она, как и коммунисты, одряхлела, впала в политический маразм и находится на грани то ли распада, то ли слияния с KSCM, чтобы вместе коротать старость.
По мандатам в парламенте, с учетом возможных коалиций, это выглядит как новое большинство в 108 мандатов (SPOLU + PIRATI a STAROSTOVE) и новая оппозиция: 72 мандата ANO и 20 SPD. В правительстве – новый премьер — но и при Бабише Чехия получила статус "недружественной" России страны. По всей вероятности, уйдет Земан — просто по состоянию здоровья, но он и так уже мало на что реально влиял. Как следствие, изменения во внешней политике по отношению к России если и будут, то минимальные.
Что же касается влияния России в Европе в целом, и в принципе, то надежд на его существенное снижение в обозримом будущем нет. Общемировая тенденция к ослабеванию как государств, так и гражданского общества, гарантирующего стабильность государства в демократических странах, – следствие глобальных процессов, к которым Россия, вообще говоря, не имеет отношения. Но чем слабее общество и государство, тем оно уязвимее к коррупционным соблазнам. И Москва отлично научилась использовать эту нишу с выгодой для себя.