Прогулка над пропастью. Что заставляет Кличко искать партнерства с Саакашвили

Лидер УДАРа Виталий Кличко предложил Михеилу Саакашвили вместе идти на выборы, но вряд ли этот жест отчаяния поможет партии столичного мэра пройти в Раду – экс-президент Грузии знаменит тем, что разрушает все, в чем участвует
Фото: facebook.com/SaakashviliMikheil

Началось все с того, что Кличко вместе с Саакашвили протестировали на прочность стекло на скандальном мосту в центре города, открытом  неделю назад. Живописав все достоинства сооружения, столичный мэр опубликовав видео прогулки, снабдив его неожиданным обращением к экс-президенту Грузии.

В нем он посочувствовал Саакашвили, партии которого которого якобы создали препятствия для участия в выборах, и выразил готовность подставить "политическое плечо".

"Я убежден, такой наш союз сможет удвоить наши усилия с целью преобразований в стране и вместе мы понимаем план изменений, у нас есть люди, которые способны их воплотить", - сказал мэр Киева.

Экс-президент Грузии ответил ему не сразу, а в комментарии на "Фейсбуке" дал понять, что как бы и не против похода на выборы с УДАРом, но есть нюансы, которые нужно обсудить. Другими словами, Саакашвили не сразу принял предложение мэра Киева, а решил еще и поторговаться о выгодных условиях сотрудничества.

Что же подтолкнуло Кличко к такому странному тандему?

В руководстве УДАРа еще в начале весны замеряли рейтинги партии и градоначальника столицы. Оказалось, что в Киеве лично у Кличко довольно высокий рейтинг, но в масштабе всей Украины рейтинг партии киевского мэра не превышал 1%. Соответственно, партийным боссам пришлось искать союзников для УДАРа, чтобы партия могла пройти в парламент.

Еще с самого начала президентской кампании появились слухи, что ранее объединенные УДАР и БПП пойдут на парламентские выборы отдельно, позднее это подтвердил сам Кличко. Впрочем, переговоры о разных форматах совместного похода на выборы продолжались до последнего времени, когда стало известно об окончательном решении "Европейской солидарности" и УДАРа идти на выборы отдельно. Некоторые СМИ утверждают, что альянс не получился из-за слишком больших аппетитов Кличко, который хотел себе квоту чуть ли не в половину партсписка объединенной политсилы.

Не договорившись с БПП, как рассказывают источники "ДС", у лидера УДАРа обратили внимание на "Батьківщину", которая, согласно последним замерам социологов, не слишком отстает от партии экс-президента. По сути, союз Кличко-Тимошенко был бы выгоден обеим сторонам - Кличко не нужна должность премьер-министра, на которую метит экс-премьер, а ей не нужно кресло мэра. Не лишней для Тимошенко была бы поддержка Кличко на местных выборах в 2020 году, после которых УДАР и "Батьківщина" могли бы создать большинство в горсовете столицы. Однако Тимошенко, если и готова с кем-либо объединяться, то исключительно на правах старшего партнера без особых для себя обязательств, как это было не так давно с Валентином Наливайченко или Сергеем Тарутой, у Кличко же слишком большие личные политические амбиции и целая группа в парламенте, чтобы его союз с Тимошенко был бы возможен.

Естественно, Кличко предпринял попытку договориться и с людьми из президентской партии "Слуга народа". Об условиях, обсуждавшихся на переговорах, неизвестно практически ничего, но в результате стороны так ни к чему и не пришли.

Чтобы попытаться укрепить электоральные позиции УДАРа, Кличко вел переговоры даже с лидером партии "Голос" Святославом Вакарчуком и главой партии "Сила и Честь" Игорем Смешко. Попытки прийти к общему знаменателю с Вакарчуком закончились ничем, а с Игорем Смешко обсуждались два варианта - слияние партий на базе УДАРа со Смешко во главе, либо объединение на базе "Силы и чести", но с добавлением к названию слова "удар". Судя по всему, с "честным разведчиком" Кличко тоже договориться не удалось, но провалом переговоров с возможными союзниками неприятности у Кличко не закончились.

По информации источников "Депо", бизнесмен и серый кардинал столичной власти Вадим Столар станет частью команды "Оппозиционной платформы - За жизнь", получив место в списке партии, и будет заниматься парламентскими выборами в столице. Конечно, это не исключает помощь Столара Кличко в качестве парламентского лоббиста, но сделкой с "Оппоблоком" Столар показал, что не особенно верит в парламентские перспективы УДАРа, что явно не порадовало Виталия Владимировича.

Перебрав практически все возможные варианты объединений и наблюдая бегство влиятельных людей из партии, Кличко в конце концов схватился за "соломинку", которой ему показался Саакашвили.

Только вернувшись в Украину, он по своему обыкновению развил бешеную политическую активность. Видимо, в надежде на то, что указ Зеленского о восстановлении в гражданстве - только начало "общей истории успеха", Саакашвили начал прославлять президента на все лады, напоминая, что всегда был за то, чтобы "новые и незапятнанные люди шли в политику".

У Зеленского сначала обтекаемо прокомментировали возможное сотрудничество с Саакашвили, а затем президент и вовсе заявил, что не имеет никаких политических планов с экс-губернатором Одесчины. Естественно, у Саакашвили такому повороту событий не обрадовались - его партия "Рух новых сил", запомнившаяся украинцам разве что карикатурными "михомайданами", уже давно растеряла остатки поддержки, да и лидеров тоже - из известных персон в ней остался только экс-заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе. Не демонстрировали желания приобрести такого "могучего" союзника и рейтинговые партии Рады, поэтому предложение Кличко оказалось для Саакашвили очень своевременным.

По сути, экс-президент Грузии ничего не теряет от союза с Кличко - ни ресурсов, ни возможностей пробиться в большую политику самостоятельно у него нет, а пойдя на выборы с УДАРом, Михаил Николозович займется излюбленным делом - пиаром себя любимого, а это не помешает, даже если партия не пройдет в Раду.

Что касается "бонусов" для Кличко, то кроме заполучения узнаваемого лица для кампании, они просматриваются слабо. Похоже, у столичного градоначальника решили на деле проверить, правдиво ли суждение о Саакашвили, дескать, все, к чему он прикасается, рано или поздно превращается в хаос, из которого без потерь удается выбраться лишь ему одному.