Кто спекулирует на продуктах

Производители и розница безнаказанно "жонглируют" ценами на продукты. Из-за этого с начала года украинцам пришлось переплатить за еду около 10 млрд грн
Фото: blogspot.com

Продукты обогнали инфляцию

Как утверждает эксперт Инвестиционного центра Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Андрей Ярмак, цены на продукты очень сильно привязаны к уровню инфляции. Поэтому при ее годовом показателе свыше 40%, как в Украине, причин для удешевления еды нет вообще. Есть и много других причин, из-за которых продукты не дешевеют. К примеру, последний резкий скачок цен на овощи борщевого набора — только на 61,6% в октябре (т. е. в разгар сбора их урожая) — с годовым показателем инфляции как-то не стыкуется. Аналогичная ситуация и по куриным яйцам, которые в середине октября внезапно подорожали на 4,8%. И хотя глава Ассоциации птицеводов Украины Сергей Карпенко заверял, что до конца года они могут подняться еще на 5% как максимум, но на данный момент реальные цены уже обогнали его прогноз.

По данным Госстата, индекс цен производителей за последние 12 месяцев по мясу и мясопродуктам увеличился на 25,7%, молочной продукции — на 23,8%, хлебу и хлебобулочным изделиям — на 43,6%, сахару — на 50,3%. Беднеющие отечественные потребители вынуждены переплачивать за продукты, и данные Института аграрной экономики это подтверждают. В нынешнем году при затратах на выпуск продовольственной продукции на уровне 193,7 млрд грн. прибыль производителей составила 43,1 млрд грн., а это почти на 10 млрд грн. больше, чем в прошлом году.

Несмотря на неплохой урожай, продукты в Украине не подешевеют. Как минимум до следующего лета

Причин, по которым отечественные продукты обошлись украинцам на порядок дороже, несколько. Во-первых, в их производстве значительная доля себестоимости зависит от импорта и от логистики. Из-за того, что девальвация гривни пришлась на середину агросезона, производители решили заложить свои потери и риски в цену будущего урожая. "Большую часть повышения цен мы уже прошли. Сейчас все еще догоняем валютный курс. При стабильности валютного курса этой зимой украинцев ждет повышение цен на продовольствие на 5–15%", — прогнозирует заместитель директора Института аграрной экономики Виталий Саблук. К тому же при открытом внешнем рынке цены внутри страны всегда следуют за экспортной ценой. И при малейшем намеке на подорожание основных сельскохозяйственных культур на мировом рынке их стоимость автоматически растет в Украине. Сегодня этот тренд заметен по пшенице, цены на которую резко пошли вверх с начала октября. Попытка зернотрейдеров манипулировать внутренними ценами в итоге свелась к снижению объема предложения агропроизводителями. Последние просто предпочли спрятать пшеницу в закрома до лучших времен и более выгодных предложений. Так что во многом ценовой ажиотаж на рынке создан искусственно.

Параллельно происходит еще один интересный процесс — ситуативный картельный сговор зернотрейдеров. "Мы видим их по колебаниям средневзвешенных закупочных цен на зерно, которые уже опустились ниже 70% от расценок на него в порту. Сейчас пропорция примерно 65/35. Это значит, что зернотрейдеры зарабатывают больше, отбирая прибыль у аграриев", — говорит Саблук. Чиновники МинАПК в данную сферу сегодня предпочитают вообще не вмешиваться. Хотя изменить сложившуюся ситуацию теоретически мог бы госагент — ГПЗКУ. Объявив более высокие цены на зерно в порту, он тем самым задал бы совсем другой тон для экспортеров, которым все равно необходимо выкупать определенные объемы под контракты.

Бесконтрольный рост

Спекуляции на продуктах на фоне ухудшения уровня жизни большинства украинцев остаются выгодным бизнесом. "Многие компании до сих пор ведут учет в валюте, а при колебаниях курса гривни сразу начинают пересчитывать себестоимость и свои цены в валюте", — отмечает старший консультант и менеджер проектов AppleConsulting Александр Соколенко. А само понятие цивилизованной конкуренции у львиной доли торговых сетей, которые занимают сегодня свыше 60% розницы, напрочь отсутствует. К примеру, если какая-то сеть повышает цены на товар, то ее действия моментально копируют конкуренты. "В европейских странах все иначе — конкуренты предпочитают пользоваться таким моментом, чтобы увеличить свою долю на рынке с помощью сохранения старых цен", — поясняет глава Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей  Алексей Дорошенко. Снижение цен в рознице часто блокируется из-за нежелания отказаться от сопутствующих доходов и продажи мест на полках крупным брендам. В результате отечественным производителям недорогих товаров в розничных сетях, за исключением разве что private label, часто не находится места.

Наконец, полная свобода, предоставленная розничным операторам, привела к хаосу с ценообразованием на рынке продтоваров. Эта сфера не контролируется государством уже больше года — с момента ликвидации Государственной инспекции по контролю за ценами. В результате пострадали не только потребители импортных дорогих деликатесов, но и отечественных социально значимых продуктов. По данным Госстата, только за девять месяцев нынешнего года индекс потребительских цен по продтоварам вырос на 43%. И разобраться, на каком именно этапе цепочки произошел тот или иной ценовой скачок, по словам Алексея Дорошенко, сейчас не могут даже сами участники рынка.