Кто придумал национализировать ПриватБанк
Вчера вечером на сайте Верховной Рады появился законопроект о национализации ПриватБанка. Сам текст документа до сих пор не опубликован (хотя в СМИ его уже можно найти), но пресс-служба "Привата" успела креативно отреагировать на инициативу: "В ПриватБанке предложили Верховной Раде рассмотреть законопроект, запрещающий депутатам с низким IQ вносить законопроекты".
В принципе, повод шутить у банка есть - какой бы ни была аргументация, изложенная в законопроекте, национализировать "Приват" невозможно. С одной стороны, как заявила недавно Валерия Гонтарева, "отток депозитов из крупнейшего банка Украины к настоящему моменту составил 44 млрд грн". Глава НБУ не назвала банк, но речь, скорей всего, идет как раз о ПриватБанке. С начала 2014 года НБУ выделил ПриватБанку 23 млрд грн на рефинансирование. Причем последний стабкредит банк получил буквально пару недель назад - 700 млн. грн. Но, при этом, в ПриватБанке сосредоточено 26% объема вкладов физических лиц по банковской системе и 15% активов банковской системы. И государство просто финансово не в состоянии его выкупить. Кроме того, подавая такой законопроект, инициаторы должны понимать - нестабильность в "Привате" - крупнейшем банке страны - способна серьезно пошатнуть стабильность банковской системы в целом, вплоть до полного развала. Даже прошлая власть не рисковала трогать "Приват", хотя тогда ситуация на рынке была куда стабильнее, а нелюбовь к Игорю Коломойскому - куда очевиднее.
Поэтому, почти со 100%-ной вероятностью можно говорить, что поданный законопроект - обычный троллинг Игоря Валериевича. Вопрос только - кому и зачем это надо?
С одной стороны, все очевидно. Законопроект подал Александр Онищенко из группы "Воля народа", возглавляемой Игорем Еремеевым. А у Еремеева с Коломойским свои давние счеты. Особо ярко это проявилось в прошлом году при дележе нефти из нефтепроводов, особенно тех, которые примыкали к Херсонского НПЗ. Напомним, это предприятие принадлежит Еремееву.
Еще в апреде 2014-го оператор магистральных нефтепроводов "Укртранснафта" (руководство которого связывают с Игорем Коломойским) предложил переработать технологическую нефть из нефтепроводов, а вместо нефти в трубы закачать водную или азотную смесь. На тот момент в трубах находилось 1,35 млн тонн нефти, и переработать их предлагалось на Кременчугском НПЗ (который тоже относится к активам группы "Приват"). Выгода Коломойского была очевидна - средняя балансовая стоимость закачанной в трубы нефти была 510 грн/т, а на мировом рынке "черное золото" тогда еще стоило выше 100 долл.
Еремеев сразу же назвал действия "Укртранснафти" уничтожением нефтетранспортной системы Украины, поскольку магистраль не сохранит свою функцию после пребывания в нем азотно-водного раствора долгое время. Его протест был понятен - за несколько дней до этого, на участке "Херсон-Снигиревка" нефтепровода "Кременчуг-Херсон", который примыкает к Херсонскому НПЗ, сотрудники "Укртранснафты", компрессорами вытеснили технологическую нефть по трубопроводу в сторону Кременчуга. Тем самым, по сути, окончательно похоронив ХНПЗ как нефтеперерабатывающее предприятие. Вообще, конечно, ХНПЗ еще в 2013-м был официально отрезан от нефтепровода, но статус "отечественного производителя" (а значит и возможность участвовать в гостендерах) за ним сохранялся. А вот полная выкачка нефти означала, что теперь уже сложно будет создавать даже видимость работы.
Кабмин встал на сторону Еремеева (хотя и по совсем другим причинам), но нефть в объеме 606 тыс. т все равно оказалась на ответственном хранении в резервуарах "Укртранснафты", "Укртатнафты" и "НПК-Галичина" (все контролируются "Приватом"). Суды на эту тему еще продолжаются, но этот дележ нефти окончательно рассорил и ранее конкурирующих на рынке Еремеева и Коломойского. Так что нынешнюю законодательную инициативу можно было бы посчитать обычной местью.
Однако, есть определенные сомнения, что Еремеев сам, без поддержки, мог решиться открыто бросить вызов губернатору Днепропетровщины. Должен же был сработать инстинкт самосохранения. По слухам, свою поддержку "Воле народа" пообещали многие народные избранники, предоставляющие порой самые разные бизнес-группы. Дело в том, что Коломойский сейчас выступает активным сторонником возвращения в госсобственность активов, которые были проданы/розданы в частные руки за время правления Виктора Януковича. И эту идею с каждым днем он двигает все активнее. О его интересе в этом вопросе догадаться несложно, а вот среди украинских бизнесменов есть те, кто получил тот или иной актив как раз в 2010-2014 гг. И это не только "Семья". Вспомним, например, приватизацию облэнерго или облгазов. В таком случае законодательную инициативу Онищенко можно рассматривать как "если ты нас - то мы тебя".
Понятно, что никто ПриватБанк национализировать не будет, но вот рассчитывать на небольшую панику авторы законопроекта вполне могли. Правда, в пресс-службе "Привата" заверяют, что люди всерьез не восприняли эту информацию. "Наверное, наши клиенты не очень доверяют новостям Интернета. Даже на колл-центр нет потока звонков с вопросами об этой глупости", - сообщили "ДС" в банке.
Есть и еще одна политическая версия происходящего. Поговаривают, не всем пришлась по душе идея создания Коломойским своей политической партии. Напомним, на прошлой неделе депутатская группа "Экономическое развитие", которую принято ассоциировать с Игорем Валериевичем, без объяснения причин объявила о прекращении своего существования. А на ее месте появилась группа "Возрождение", практически в том же составе. Смену вывески эксперт объяснили тем, что на базе группы будет создана партия с аналогичным названием. Вернее, партия уже есть, ее зарегистрировал еще покойный Георгий Кирпа 11 лет назад, теперь ее надо только перекупить. И появление новой политической силы на грядущих местных выборах очень многих не обрадовало.