Главный свидетель. Как Порошенко замкнул на себя историю Майдана и войны
Час и десять минут - столько продлился допрос Петра Порошенко в Оболонском райсуде Киева в качестве свидетеля по делу о госизмене Януковича. Первоначально суд выделил на допрос Порошенко полтора часа, но затем сам сократил время, признав, что защита Януковича злоупотребляет вопросами, не относящимися к делу. В свою очередь, адвокаты беглого экс-президента заявили после суда, что у них осталось еще очень много вопросов к президенту и что они будут требовать нового допроса. В результате внимание комментаторов сфокусировалось на этой теме, хотя на самом деле гораздо важнее не длительность допроса, а режим видеоконференции, в котором он проводился.
Те, кто следит за процессом, помнят, как адвокаты Януковича перебивали и старались всячески сбить с толку предыдущих свидетелей со стороны обвинения, в том числе секретаря СНБО Александра Турчинова и других крупных представителей нынешней власти. Если бы допрос Порошенко проводился в зале суда, защите Януковича хватило бы и часа, чтобы вдоволь поиздеваться над Петром Алексеевичем и представить его в невыгодном свете. Но режим видеоконференции лишил их такой возможности. А президент, наоборот, получил прекрасную трибуну для монолога. Множество зрителей и слушателей (не только в зале суда) внимали его воспоминаниям о своей роли в исторических событиях зимы-весны 2014 г.
Заядлые критики Порошенко говорят, что нет у него занятия более любимого, чем пиариться по любому поводу. Возможно, это и так, но в данном случае он вовсе не пиарился. Пиаром можно было бы назвать другое - например, подписание 18 февраля закона, дающего членам семей погибших участников Революции достоинства право на назначение досрочных пенсий. Или открытие в тот же день выставки "Переведи меня через Майдан", подписание на следующий день закона о строительстве мемориально-музейного комплекса Героев Небесной Сотни, участие 20 февраля вместе с супругой в презентации проекта этого мемориала и в панихиде в Михайловском соборе.
Все эти мероприятия, приуроченные к четвертой годовщине трагических и в то же время решающих событий последних дней режима Януковича, вполне вписываются в то, что принято называть пиар-компанией. Но помимо нее к этой годовщине была приурочена и другая кампания Порошенко - имиджевая. Суть пиар-кампании: "Я высоко ценю подвиг Небесной Сотни и делаю все возможное, чтобы его увековечить". А суть имиджевой кампании: "Я сделал все возможное для победы Майдана и отражения российской агрессии, сейчас делаю все возможное для возвращения оккупированных территорий". Или короче: "Кто, если не я?"
Неслучайно именно 19 февраля Порошенко подписал закон о реинтеграции оккупированных территорий Донбасса. Причем о неслучайности он заявил сам, подчеркнув, что 20 февраля 2014 г. началась военная агрессия РФ против Украины. "Началась она с незаконной аннексии Крыма, и даже медали себе начеканили с датой 20 февраля", - напомнил президент и подытожил: "Я думаю, что будет глубоко символично, если именно сегодня, через четыре года после начала агрессии, я подпишу этот очень важный закон".
Также неслучайно в тот же день президент подписал распоряжение о представительстве Украины в рассмотрении в Международном арбитражном суде вопроса о нарушении Россией Конвенции ООН по морскому праву. При подписании Порошенко опять-таки подчеркнул, что 20 февраля исполняется ровно четыре года с начала агрессии РФ против Украины.
И выступление Порошенко на заочном суде над Януковичем тоже было вписано в эту имиджевую кампанию. О своем согласии принять участие в судебном заседании президент объявил именно на выставке "Переведи меня через Майдан" 18 февраля. И обосновал свое решение так: "Зло должно быть наказано".
Зло - это, конечно, не только президент-предатель Янукович, но и государство-агрессор Россия. Режим видеоконференции позволил Петру Алексеевичу сказать все, что он хотел, оградив его от докучливых адвокатов беглого экс-президента. Порошенко напомнил, что Янукович бросил Украину на произвол судьбы как раз тогда, когда Россия уже начала оккупацию Крыма. Очень жестко и резко в своем спиче Порошенко высказался о России. И заодно рассказал в деталях о своей поездке в Симферополь 28 февраля, где его едва не убил пресловутый Гиркин (Стрелков), а также о посещении Луганска и приграничного Изварино в апреле 2014 г., где его автомобиль был обстрелян.
Ранее, 20 февраля, Порошенко на презентации проекта мемориала Героев Небесной Сотни напомнил о своем участии в революции. "Я выступаю как человек, который был на Майдане с первого до последнего дня. Мы не прятались и не бежали с Майдана. И в тяжелейшее время мы были там, где опасно", - подчеркнул президент.
Это не пиар. Это хорошо продуманная имиджевая кампания, цель которой - подчеркнуть незаменимость Петра Алексеевича на посту президента. А дальше он, по-видимому, будет карать зло. Для этого ему нужны и приговор Януковичу, и решения международных судов по искам против РФ. Кстати, "президентом мира, а не войны" Порошенко давно уже себя не называет.