Круг "Дозора". Почему ВСУ принимают на вооружение польский вариант украинского броневика
И впереди маячит полная зависимость поставок из-за рубежа даже без минимального участия наших предприятий. И тенденция, увы, вполне очевидна.
Очень характерна в этом плане история с довольно-таки неплохим проектом "Дозор-Б", которая началась в далеком уже 2004 г.. Тогда специально под нужды армии инициативной группой инженеров был разработан легкий бронеавтомобиль класса 4х4.
Причем очень важно - на базе оригинального шасси, а не приспособленного коммерческого. По замыслу конструкторов, новая машина должна была выдерживать попадание бронебойных пуль с расстояния в 30 м и осколков 152-мм осколочно-фугасного снаряда, а также развивать максимальную скорость до 100 км/ч по шоссе. Довольно-таки приличным для разведывательной машины было и вооружение - в боевом модуле был установлен 12,7-мм пулемет, синхронизированный с телевизионной и тепловизионной камерой, а также лазерным дальномером.
Но в Украине на тот момент он был никому не был нужен - хватало БРДМ-2. Поэтому его по-быстрому формально приняли на вооружение ВСУ и ... через офшорную фирму чертежи в 2011 г. были проданы полякам.
Компании Mista, которая специализировалась на выпуске грейдеров и экскаваторов, понадобилось два года, чтобы подготовить линию для серийного производства бронеавтомобиля "Онцилла". При этом весьма показательно, что первый экземпляр бронеавтомобиля для поляков был собран на Киевском бронетанковом заводе.
Однако уже на этапе подготовки к серийному производству в польский вариант были внесены довольно серьезные изменения - так, например, была существенно доработана система подвески, изменен боевой модуль и самое главное - двигатель. Дело в том, что еще на этапе проектирования основным был выбран дизельный двигатель IVECO мощностью 210 л.с., однако возникли проблемы с разрешением на поставки, и поэтому на "Дозор-Б" поставили менее мощный (190 л.с.) германский DEUTZ, что не могло не сказаться на характеристиках. А вот польская "Онцилла" получила именно IVECO под который проектировалась.
В принципе, до определенного момента обе машины оказались не востребованными. Польская армия так и не выбрала их как основной образец для вооружения (а такие планы у производителя изначально были). Экспортного успеха машина не имела - на сегодня известна только одна поставка - для армии Сенегала.
Тем временем история с украинским "Дозором-Б" с началом войны на Донбассе могла пойти по другому сценарию. Уже в июне 2014 г. военные заявили о готовности заключить контракт на выпуск сразу 200 легких бронеавтомобилей - слишком уж была велика потребность в подобной технике. Нашелся и подрядчик - Львовский бронетанковый завод, где пообещали начать серийное производство уже в сентябре.
Как оказалось, это были только благие пожелания - возможностей для запуска производства фактически не было. Кроме того, практически сразу обнаружились серьезные проблемы с броней для них. Собственно, бронекорпуса попытались варить на Харьковском конструкторском бюро машиностроения.
При этом изначально планировалось использовать отечественную сталь марки "71", но, как оказалось, производство стали требуемых толщин усложнено, поэтому выбрали польскую марку Armstal 500. Работать с которой никто не умел - и как показали последние события, так и не научился.
Поэтому очень скоро заказ снизили до 50 машин, а выдать поначалу смогли только две машины для государственных испытаний (так как машина была изготовлена из другой стали чем по проекту это был необходимый этап).
Государственные испытания выявили почти полсотни недостатков - в числе которых были и весьма серьезные. Результатом компромисса стало совместное решение Минобороны и "Укробонпромом", в котором значилось, что машина будет принята на вооружение, но лишь после устранения выявленных проблем и подготовки необходимой документации для изготовления установочной партии из 10 машин.
К концу марта 2016 г. партия машин была готова для передачи военным. Однако практически сразу на днищах двух машин обнаружились сквозные трещины длиной около 40-50 см в зоне расположения двигателя, при этом машины, на которых были обнаружены трещины, прошли чуть более 400 и 100 км. Предпосылки к образованию трещин были и на третьей машине.
Понятно, что ни о какой приемке речь идти не могла - фактически по состоянию на зиму 2020 г. оставшиеся машины все еще находились в составе 95-й аэромобильной бригады ДШВ в статусе "подопытные испытания" (зато их прогнали на параде на День независимости 2018 г.).
Зато летом 2017 г. появились фотографии одной закупленной ГК "Укроборонпром" польской машины с табличкой "Испытания". И как итог - в планы закупки военной техники для армии в 2019 г. были включены именно польские "Онциллы".
Правда, сразу купить их было нельзя, поэтому весь 2019 г. проводились государственные испытания, которые успешно были завершены к осени. И уже в государственный заказ 2020 г. была включена закупка партии из 24 "Онцилл".
Таким образом, история сделала полный круг и машины, разработанные в Украине и заточенные под производство в Украине, будут приняты на вооружение украинской армии в польском варианте. А значит все финансы пойдут на поддержание польской военной промышленности и ее развитие, а наши заводы снова останутся без заказов.
Но, как видится, в этом есть и плюс - наши военные и инженеры получат пример, как нужно делать и как эксплуатировать подобную технику. Вполне вероятно, опыт эксплуатации в войсках будет использован для того, чтобы доработать "Дозор-Б". Ведь закупают всего лишь относительно небольшую партию на фоне потребностей армии в сотни машин.