Крик отчаяния. О чем Фирташ и Левочкин сигнализируют Путину

Когда олигархи дают интервью, у них или проблемы, или они что-то пытаются донести до власти. На днях Дмитрий Фирташ подал голос из Вены
Фото: УНИАН

После долгого молчания команда "газовиков" неожиданно зашевелилась. Чего только стоит появление проекта резолюции, представленной в ПАСЕ, сестрой экс-главы Администрации президента времен Януковича Сергея Левочкина, Юлией Левочкиной. В этом документе она предлагает признать системное нарушение Украиной прав человека из-за некачественного расследования событий на Майдане и одесской трагедии 2 мая 2014 г. Вместе с программным интервью олигарха Дмитрия Фирташа изданию "РБК-Украина", в котором тот в очередной раз обещает скорое возвращение в Украину, а также обвиняет "Народный фронт" и лично министра внутренних дел Арсена Авакова в давлении на его телеканал "Интер", все это очень напоминает своеобразную форму давления на власть.

Если говорить о скандальном проекте резолюции, в котором предлагается высечь украинскую власть, то очевидно: шансов на поддержку этой инициативы в ПАСЕ нет. Впрочем, "газовикам", похоже, эта провокация нужна совсем для другого. Подобными нелинейными шагами они наступают власти на больные мозоли, чтобы добиваться преференций на определенных "шкурных" направлениях.

Интервью Фирташа с наездами на "фронтовиков" и Авакова, где он обвиняет их в запугивании,  из той же оперы. Сказанное им явно направлено в уши Банковой и сводится к следующему: у "газовиков" готовы быть лояльными, но с одним "но". В случае продолжения давления на активы олигархов как медийно-политические, так и чисто коммерческие, Фирташ и Левочкин готовы повысить ставки и "мочить" уже не только "фронтовиков".

Дела у Фирташа в последнее время и правда идут не ахти. На фоне проблем с американским правосудием, которое, напомним, не отказывается от идеи добиться экстрадиции газового олигарха из Австрии (рассмотрение Апелляционным судом его дела должно начаться в ноябре), усилилось давление на его бизнес и в Украине. И хотя в истории с телеканалом "Интер" после акций протеста и пожара в редакции наступило определенное затишье, под удар попал Запорожский титано-магниевый комбинат. Директор этого предприятия Владимир Сивак стал фигурантом уголовного дела о растрате почти полмиллиарда гривень и даже посидел какое-то время в СИЗО. Выйдя на свободу под залог, Сивак оказался как минимум на крючке у силовиков, что не может не напрягать Фирташа.

Да и "Интеру" пока никто не гарантирует спокойствия. Игорь Шувалов и Маша Столярова успели так хорошо поработать на "первую кнопку" Кремля в Украине, что очередное обострение праведного народного гнева в отношении канала — вопрос времени. Так что оснований для того, чтобы как минимум попробовать надавить на Банковую, у Фирташа более чем достаточно.

Таким образом, украинская власть оказалась перед дилеммой — как ей реагировать на требования "газовиков". С одной стороны, никуда не делись требования общественности закрыть "Интер" и приструнить политиков, которые засветились в сотрудничестве с интеровскими политтехнологами. А сейчас они же рвут на себе рубашку, защищая канал Левочкина и Фирташа.

Есть два варианта: прислушиваться к мнению патриотов или согласиться на щедрое предложение этих двух деятелей — одних грызть, других — разве что немного покусывать. С другой стороны, есть партнеры по коалиции в лице "Народного фронта", которые, по сути, являются локомотивом атак на "Интер". Лавирование между этими двумя центрами, скорее всего, и определит реакцию власти на фирташевско-левочкинские "ультиматумы", а вылавировать будет в любом случае непросто. Весьма показательным в этом отношении стал недавний шумный конфликт вокруг подготовленного преимущественно "фронтовиками" законопроекта о гастрольной деятельности артистов из страны-агрессора, голосование за который было сорвано во многом благодаря публичной критике нардепа от БПП Ольги Черваковой, которая в свое время работала именно на "Интере". Собственно, каналу Фирташа-Левочкина принес бы наибольшие проблемы скандальный законопроект в случае принятия, ведь лишал бы "первую кнопку" такого нужного российского контента. Публичные разногласия по этому законопроекту сразу же породили разговоры о чуть ли не о расколе в коалиции.

Слухи эти, разумеется, оказались несколько преувеличены. Ведь альтернативы союзу "фронтовиков" с БПП просто нет. В то же время без привлечения какого-то количества голосов со стороны коалиция на двоих у президентской фракции с "фронтовиками" не очень-то и клеится, что и дает "газовикам" определенную надежду на то, что их "ультиматум" услышат и поймут.

Примечательно, что практически одновременно с большим интервью украинским СМИ, Фирташ дал достаточно обстоятельное интервью и другому ресурсу. Речь идет о кремлевском сливном бачке и по совместительству главном антиукраинском СМИ Белокаменной — "Украина.ru". Это интервью рассчитано на другого читателя, того, который сидит в Москве. Фирташ будто отчитывается: "партию войны" в Киеве нейтрализую, "Оппоблок" к захвату электората востока Украины готовлю, идеологию "примирения с агрессором" и "сшивания страны" на условиях "восставшего Донбасса" внедряю в массы, в том числе и с помощью "Интера". Мол, крестный ход УПЦ МП смотрел каждый третий украинец, а это значит, что еще совсем чуть-чуть и украинцы с цветами выйдут встречать Путина в Киеве.

Но, чтобы и кому бы не говорил Фирташ, последнюю точку в его и в интеровской истории должен поставить Апелляционный суд Австрии. Если экстрадиция Фирташа в Соединенные Штаты все же состоится, то не помогут никакие интервью ни в Украине, ни в России. За океаном, к слову, Фирташу грозит ни много ни мало 50 лет лишения свободы, то есть пожизненный срок. А интервью, как показывает практика, наши олигархи, живущие по принципу "деньги любят тишину",  дают только тогда, когда у них дела идут совсем плохо.