Кремлеведение. Как Кириенко подминает под себя путинскую вертикаль

Украинский институт будущего объясняет, как усиливается одна из самых опасных "Башен Кремля"

Сергей Кириенко

2022-й и начало 2023 года стали периодом резкого усиления Сергея Кириенко и группы "технократов" (группы Грефа-Кириенко). Сразу стоит оговориться, что эта "Башня Кремля" отнюдь не является сторонником либерализма или трансформации РФ в предсказуемое демократическое государство. Группа действительно отстаивает интересы либеральной экономики, но при этот является последовательной защитницей тезиса "РФ как супердержава". Проще говоря, это "Башня Кремля" выступает за создание "эффективной империи".

Тем не менее, усиление такой группировки во время войны, когда ожидаем рост влияния силовиков выглядит, на первый взгляд, странным. Всё встаёт на свои места, если оценить причины резкого набора "политического веса" технократами. Это — кадровая политика. Точнее, создание системы обновления и подготовки кадров в путинской России. За счёт этого группа не только усиливает свои теперешние позиции, но и становится одной из ключевых в вопросах будущего РФ.

Предыстория

Путинская система управления была окончательно сформирована на рубеже 2004-5 годов. Именно тогда окончательно оформились группы влияния или "Башни Кремля", которые и определяют российскую политику. Благодаря этому Владимир Путин смог без риска для себя осуществить "рокировку", уступив на время пост президента России Дмитрию Медведеву. Но период президентства Медведева наглядно продемонстрировал, что в РФ важна не формальная, а теневая система власти. Путин занимая пост премьер-министра продолжал управлять страной.

Но время идёт, стареет Путин и вместе с ним стареет его окружение. Вопрос замены кадров с каждым годом становится всё более актуальным. Ведь кроме простого поиска квалифицированных исполнителей и обновления аппарата госслужбы, в условиях путинской России стояла задача сохранения лояльности лично Путину и максимального сохранения баланса сил между "Башнями Кремля".

Формальная система подготовки кадров на базе российских профильных ВУЗов не решала данной задачи по нескольким причинам:

  • Профильность. Выходцы из "профильных" ВУЗов для той или иной группировки при дальнейшей карьере, естественно, лоббировали бы интересы своей "башни".
  • Отсутствие гибкости. Программы классического образования не обладали должной гибкостью для быстрой трансформации, с учётом меняющейся экономической и политической ситуации.
  • Невозможность тотального контроля. Невозможно контролировать ВСЕХ студентов базовых ВУЗов. А поскольку программы для всех одинаковы, то существует риск появления квалифицированных специалистов как для путинской системы, так и для его политических оппонентов.
  • Невозможность отсечь представителей региональных элит.
  • Отсутствие возможности отбора по критерию практических результатов. Студент — это студент. Сложно на данном этапе оценить его лидерский потенциал и возможную успешность в будущем.

В российском руководстве остро стал вопрос создания специализированных программ "образования для взрослых". А так же широкой сети отбора потенциальных лидеров, которых можно готовить для системы государственного управления.

Одними из первых среагировали на запрос представители группы Роснефть-Лукойл. И Сечин и Алекперов основали при своих компаниях НПО, которые занимались поиском и поддержкой общественных инициатив, подготовкой лидеров. Однако, данная программа так и осталась программой, направленной на важные для "Роснефти" регионы и не перешла на уровень подготовки кадрового резерва на федеральном уровне.

Аналогичные программы пытались создать "Газпром" и "Новатек". И имели те же результаты: кадры для себя, влияние в базовых регионах, провал на федеральном уровне.

Группа "Чемезова" одной из последних попыталась спонсировать курсы и конкурсы лидерства. Но добилась нежелательных для Кремля результатов: часть "выпускников" программ "Ростеха" стали активистами российской оппозиции. В результате программа была перевёрстана и сегодня представляет из себя "Академию Ростеха", которая готовит управленцев и менеджеров исключительно для внутренних потребностей.

Единственной группировкой, которая к 2015-16 годах достигла определённых результатов стала группа "Грефа-Кириенко" или, как её ещё можно назвать, группа "технократов". Курсы для молодых бизнесменов и поддержка стартапов, основанная Сбербанком неожиданно (или ожидаемо) дала реальные результаты в виде прихода молодых квалифицированных специалистов на госслужбу. А методологические кружки для региональных элит и руководства индустриальных парков позволили говорить о возможности формирования цельных групп управленцев в отдельных субъектах федерации.

Учитывая, что опекунами "технократов" были Ковальчуки (до 2015 года эта группа не могла в полной мере называться "Башней Кремля", а была лишь проектом группы "Банка Россия"), не удивительно, что Путину предложили (и тот согласился) взять за основу новой системы подготовки кадров наработки Сбербанка и методологов, близких к Кириенко.

Создание системы

Базой для создания кадровой системы стала программа "Россия — страна возможностей". В 2018 году она получила поддержку Владимира Путина и была указом президента РФ (!) преобразована в автономную некоммерческую организацию. Которая практически сразу получила лицензии на проведение образовательной деятельности в России. И частично бюджетное финансирование. С 2018 года "РСВ" именует себя "президентской программой".

Наблюдательный совет созданной АНО практически полностью состоит из ТОП-участников группы "технократов". Из наиболее значимых фамилий можно указать Грефа, Кириенко, Костюкова, Фурсенко, Голикову, Комиссарова. Хотя "значимость" тут весьма условна, поскольку минимальный "порог" вхождения в наблюдательный совет — должность эквивалентная замминистра РФ. Руководит наблюдательным советом лично Владимир Путин.

Цель программы — поиск и подготовка кадров для государственной службы. Существует несколько уровней участия (и подготовки) в зависимости от возраста и опыта кандидата. Минимальный (либо низовой) уровень — работа со школьниками старших классов.

Далее идут:

  • студенческие программы;
  • программы для лидеров общественных объединений, журналистов;
  • политические программы для тех, кто стремиться к карьере в публичной политике;
  • и, естественно, курсы для управленцев различного уровня. Начиная от регионального (город, область) и заканчивая федеральным.

Работа строится на отборе подающих надежды людей из достаточно большого количества кандидатов. Фактически речь идёт о некоем сите.

Система подготовки включает в себя образовательные курсы, совмещённые с грантовыми конкурсами. То есть участник получает некие знания, пытается "защитить" свою идею и получает деньги (и административную поддержку) на её реализацию. 

Для исключения фактора неожиданности и контроля над участниками конкурсов предусмотрен механизм менторства при котором каждый из успешных выпускников получает "куратора", который с одной стороны помогает (в том числе предлагая консультантов, помощников), а с другой контролирует работу "выпускника".

Базовый курс проекта "Россия страна возможностей" — программа "Лидеры России". В её наблюдательный совет входят два советника Путина, дочь Соженицына (и руководительница именного фонда), Михаил Швыдкой (представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству), Ремчуков (Независимая Газета), Гусман (ИТАР-ТАСС) и другие.

Программа предназначена для подготовки специалистов для системы госуправления РФ и (что важно) кадров, претендующих на построение карьеры в соседних государствах. Именно поэтому в программа (как и другие программы РСВ) открыты и для "граждан бывшего СССР". То есть там были и есть участники из Беларуси, Казахстана, Армении, Грузии и даже Украины (как оккупированной так и не оккупированной части).

Подготовка состоит из образовательной части (4-8 курсов-интенсивов, в зависимости от направления) и конкурс на получение финансирования под свои идеи. И, естественно, упомянутого менторства. Где в качестве кураторов выступают российские управленцы достаточно высокого ранга.

Стоит отметить, что программа "Россия страна возможностей" существенно разрослась в 2021-22 годах. Появились "мастерские" по направлениям, полуавтономные программы, направленные на достаточно узкую сферу. Например, мастерская управления, мастерская новых медиа и так далее.

Связь с выпускниками и успешными финалистами конкурса осуществляется посредством функционирования "клуба Эльбрус" — клуба выпускников программ.

И, наконец, с 2022 года начало работать "кадровое агентство" программы РСВ. Его специализация — поиск и подбор кандидатов для федеральных министерств и ведомств.

Финансирование программ АНО "Россия страна возможностей" осуществляется из бюджета РФ. Но лишь частично. Примерно 40% денег приходит из внешних источников, которыми являются бизнес-структуры "Башен Кремля". В первую очередь это группа Сбер, группа VK, Банк Россия. А так же крупные российские компании. В том числе негосударственные, которые "не могут отказать" на просьбу о поддержке молодых талантов. Такой подход позволяет финансировать проекты "выпускников" курса Лидеры России с бюджетами в несколько десятков миллионов рублей.

И, наконец, стоит отметить, что образование (курсы и другие активности) в рамках АНО "РСВ" бесплатно как для граждан РФ так и для иностранцев.

Вторым важным направлением работы является дальнейшее развитие методологических кружков, работавших под руководством Кириенко с местными элитами.  Сегодня базовой структурой является "методическая программа "лидеры создания инфраструктуры". Ее слушатели (и выпускники) — управленцы среднего звена правительств Субъектов Федерации. Как декларируется в положении о программе, её цель — создание эффективных команд региональных управленцев.

Фактически Кириенко создаёт "незаметные" извне группы управленцев, которые входят в местную экономику с постов от главы департамента регионального министерства до поста замминистра. То есть получают контроль над процессами, оставляя политические риски тем, кто занимает формально более высокие посты.

И, наконец, ключевой актив. Курсы после дипломного образования на базе Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы. С 2018 по 2021 годы на базе РАНХиГС было создано более 10 образовательных программ для государственных управленцев различного уровня. Ключевая — так называемая "Школа Губернаторов", через которую прошло более 160 человек. При этом на первые потоки "школы" кандидатов отбирал лично Герман Греф.

Однако, в такой системе был один минус — все курсы, созданные (или инициированные) "технократами" базировались на "чужом" ВУЗе — полного контроля над РАНХиГС не было. Проблема была решена в начале 2023 года, когда Андрей Комиссаров, являющийся ключевым менеджером программы "Лидеры России"  стал исполняющим обязанности ректора академии.

Где берут кандидатов

Наличие образовательных программ не является безусловной гарантией эффективного отбора кадров. Для этого необходимо "поле" — широкий набор кандидатов, из которых можно осуществлять отбор.

Система отбора построена на нескольких уровнях:

  1. Благотворительные фонды, которые действуют в России. Речь идёт именно о российских государственных, корпоративных и частных негосударственных фондах. В наблюдательном совете либо в советах партнёров программ РСВ присутствуют руководители большинства из них. И естественно, они могут предложить "подающих надежды" кандидатов.
  2. Остатки корпоративных лидерских программ. Поскольку программы поддержки и развития лидерства сохранили большинство "Башен Кремля", им необходимо обеспечивать дальнейший рост своих протеже. И они рекомендуют кандидатов.
  3. Региональные группы, правительства и бизнес. В первую очередь в регионах, где действуют методические кружки (либо работают выпускники курсов)
  4. Сеть общедоступных онлайн-курсов базового уровня так же позволяет найти подходящих кандидатов.
  5. Номенклатурная рекомендация. Вполне логично, что желающие сделать карьеру управленцы отслеживают как появление подобных программ так и резкий карьерный взлёт их выпускников. И либо идут сами либо предлагают своих кандидатов
  6. Партийное сито. Внутри политических партий в РФ есть своя система подготовки лидеров, но поскольку партии являются, скорее, ширмой для реальных субъектов российской политики, вполне резонно, что их "кадры" спокойно забирают другие
  7. И, наконец, последнее — просто открытый набор.

Есть ещё одно направление — поиск иностранцев. И тут важна координация с программами приграничного сотрудничества, которые курирует Дмитрий Козак а так же с российскими фондами, работающими за рубежом. Именно они являются ситом отбора "подающих надежды", кому предлагают поучаствовать в программах РСВ.

Видимые результаты: как получить контроль над большинством регионов

С 2013 года в России идёт уже третий этап смены руководства регионов. Более подробно схема превращения "Федерации" в страну тотального контроля из центра описана в докладе Института Будущего "Башни Кремля". Краткая суть политики Путина — отсечение региональных элит не только от принятия решений на федеральном уровне, но даже от контроля над собственными регионами. 

В рамках этой политики идёт планомерная смена кадров с засылкой "парашютистов" — людей которые не имеют связей (либо их порвали делая карьеру в Москве) — в качестве руководителей регионов. Алгоритм действий можно описать в трёх ходах:

  1. Старый губернатор либо сам подаёт в отставку (по просьбе, например) либо снимается с поста. Это происходит за 3-6 месяцев до выборов. 
  2. После этого Путиным назначается "исполняющий обязанности". 
  3. И, наконец, на ближайших выборах назначенец предсказуемо "побеждает" и избавляется от приставки и.о.

Роль кадровой системы Грефа -Кириенко в подборе и подготовке тех самых и.о. в последние годы стала определяющей. С 2018 года (момента старта "Школы Губернаторов") на местные выборы были выставлены лишь две (!) кандидатуры, которые предварительно не прошли через "Школу Губернаторов". А, с учётом назначений исполняющих обязанности руководителей Смоленской области и Чукотки, количество субъектов Федерации, контролируемых выпускниками школы достигло 47 (сорока семи). 

Но тут уместно вспомнить про упомянутую выше "методическую программу". Ещё в шести, что самое важное, ресурсных (!) регионах ядро местного правительства составляют её выпускники и эксперты. 

То есть сегодня можно утверждать, что "технократы" контролируют большую часть российских регионов. Для остальных групп оставлены либо проблемные субъекты федерации (контролируемые силовиками) либо регионы, которые опекает лично Сечин и где руководят лояльные центру местные группировки.

С 2021 года система контроля регионов запущена на уровне муниципальных образований. Выпускники программы "Лидеры России" начали активно выдвигаться кандидатами в меры городов. И к февралю 2023 года 8 человек уже получили место через выборы, на которых традиционно шла борьба между региональными группами. Но сейчас на этот уровень начинает опускаться "Башня Кремля".

И, наконец, вопросы кадров на федеральном уровне. Сергей Кириенко является куратором программ управления и "восстановления" на оккупированных территориях. Как замечают российские аналитики, оценивающие перестановки в высших эшелонах власти "карьера сегодня делается через Украину". Выпускники курсов отправляются управлять либо территориями либо отдельными проектами на оккупированную часть Украины. По прошествии 3-4 месяцев подающие надежды кадры возвращаются в Москву, имея в резюме важную и нужную запись о работе на "приобретённых территориях". Общественные лидеры завязываются на программы "помощи", "взаимодействия", "информирования". И, наконец, достаточно большое количество граждан Украины, склонных к сотрудничеству с оккупантами так же проводится через курсы системы отбора кадров. В конце концов, нашумевшая программа переподготовки украинских учителей проходила за деньги программ приграничного сотрудничества (Козак) на под кураторством проекта "Россия страна возможностей" (Комиссаров). 

Выводы

В России создана система поиска и подготовки нового поколения управленцев. Курируют её формально "либеральные" управленцы из путинской обоймы. Это позволяет расширить поле поиска кандидатов и включить в программу даже тех, кто с определённым скепсисом относится, например, к силовикам или персонам вроде Сечина. Но при этом обеспечивается контроль и лояльность выпускников программы.

За счёт того, что кадровый вопрос отдан под управление одной группы, "Башня Кремля" называемая "технократами" становится ключевым претендентом на резкое усиление в случае передела власти в России. Она усилится и при сохранении теперешней системы, поскольку ключевые персоны остальных группировок будут стареть, а адекватной смены им внутри своей "башни" не будет.

Для Украины данная группа опасна, поскольку она более динамична, молода и "рукопожимаема" на Западе. При этом стоит на тезисах отстройки "эффективной супердержавы". То есть той же империи, только более рациональной, чем современная путинская Россия. Особую опасность для соседних государств представляет ориентации системы подготовки кадров и на внешнее поле. Фактически РФ готовит управленцев в (для) соседних государств. Но эти люди будут лояльны не своей Родине, а одной из "Башен Кремля".