• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Красный свет для ВПК. Как управленческий бардак подрывает обороноспособность Украины

Власть борется сама с собой: в то время как одни институции предлагают решения проблемы, другие их тормозят, а третьи старательно ухудшают ситуацию

Реклама на dsnews.ua

Слова и дела

Иногда красивые слова служат прикрытием бездеятельности. Но бывает и хуже: красивые слова могут служить прикрытием совсем не красивых дел. Именно такова ситуация в нашей оборонной промышленности.

Власть рассказывает, что перед украинским ВПК стоят прекрасные перспективы. "Базовый курс государства — это собственное производство, это свое оружие, техника, свои снаряды по всем позициям, необходимым для сил обороны. Все — от ракет и дронов до бронированной техники и снарядов нужных калибров. Минстратегпром уже представил мне доклады по нескольким направлениям: броня, ракеты, ПТРК [противотанковые ракетные комплексы]", — сообщил украинцам Владимир Зеленский в видеообращении 12 октября.

В тот же день премьер-министр Денис Шмигаль, выступая на Киевском международном экономическом форуме, анонсировал, что военно-промышленный комплекс Украины станет одним из самых важных секторов экономики будущего. "ВПК. Растем в этом секторе. Есть большой государственный заказ. На закупки Минобороны предполагается 400 млрд грн в этом и следующем году", — пообещал он.

Однако руководители предприятий ВПК говорят о противоположных перспективах — о том, что производство боеприпасов, ракет, ПТРК, бронетехники может быть вообще остановлено из-за прекращения финансирования вследствие действий Госаудитслужбы и ГБР.

Боеприпасы и ракеты не нужны?

Еще 28 августа о возможной остановке предупредили в своем обращении к Офису президента, СНБО, Кабмину и СБУ три ведущих государственных производителя боеприпасов и ракетной техники — Павлоградский химический завод, КБ "Южное" и завод "Южмаш". Это крупнейшие предприятия ВПК в Днепропетровской области, и они предупредили, что их работа "может быть полностью парализована благодаря действиям распорядителей бюджетных средств и Госаудитслужбы".

Реклама на dsnews.ua

Причем обещание Шмыгалем новых заказов тут не поможет. Руководители предприятий подчеркнули, что госпредприятие "Украинский центр "Безопасность", которое является распорядителем бюджетных средств, "остановило финансирование работ предприятий-исполнителей и в случае переведения спора в судебные инстанции заявило, что такая остановка будет действовать до обретения законной силы окончательного решения суда". Судебный процесс может длиться годами, и все это время никакие госзаказы этим предприятиям не будут финансироваться из госбюджета.

А в чем же суть спора? Может, предприятия что-то украли у государства или получили бюджетные деньги за невыполненные заказы? "Среди предъявленных обвинений одно из главных мест занимает наличие прибыли предприятий-исполнителей в договорах с заказчиками", — констатируется в обращении. То есть предприятия ВПК поставлены на грань остановки всего лишь за то, что они выполнили заказ от государства и получили согласно договорам прибыль.

ПТРК не нужны?

Киевское КБ "Луч" известно такими своими разработками, как ПТРК "Стугна", "Корсар", "Комбат", тактический ракетный комплекс "Ольха", противокорабельные крылатые ракеты "Нептун". 19 сентября госпредприятие обратилось с официальными письмами к премьер-министру, секретарю СНБО, главе Минстратегпрома, гендиректору АО "Украинская оборонная промышленность" о том, что оно "столкнулось с внутренними факторами, усложняющими выполнение поставленных задач разработки и производства Оружия Победы".

Причина та же, что и в обращении трех оборонных предприятий Днепропетровщины: "Надуманная позиция должностных лиц Госаудитслужбы относительно запрета на включение прибыли в состав цены создала реальные угрозы национальной безопасности и обороне государства". В КБ "Луч" уже дошло дело до уголовного преследования руководства. "Материалы ревизии переданы правоохранительным органам, на основании которых открыты уголовные производства", — сообщило предприятие.

Бронетехника не нужна?

Об аналогичных перспективах рассказал гендиректор компании "Украинская бронетехника" Владислав Бельбас. 15 сентября он созвал пресс-конференцию, на которой заявил: "Имея на руках юридически ничтожное заключение Госаудитслужбы, "Украинскую бронетехнику" хотят обвинить в нанесении ущерба государству из-за получения компанией прибыли. Как нам стало известно, ГБР фальсифицирует дело против нашей компании, что станет прецедентом для атаки на весь ВПК".

Он подчеркнул, что из прибыли уплачены налоги, а средства инвестированы в производство оружия. "Действия ГБР приведут к остановке производства минометов и бронированных автомобилей, поставок критически важных 120-мм мин и 120-мм боеприпасов, снарядов, увеличению потерь на поле боя", — подчеркнул гендиректор компании.

Машины для разминирования тоже не нужны?

В июне во время Ukrainian Recovery Conference в Лондоне был подписан меморандум об организации производства в Украине современной техники для разминирования. Компания "Пожмашина" на своих мощностях готовит производство в сотрудничестве с мировым лидером — датской Hydrema. Но эти прекрасные планы могут быть сорваны все по той же причине.

"Сначала Госаудитслужба, а затем ГБР убивают украинских производителей! Наверное, надо уезжать из страны? — возмущается глава компании Олег Аверьянов. — У нас уголовное дело, построенное на акте Госаудитслужбы, о том, что прибыль предприятия является убытком для государства! Дальше что? Подозрение и арест руководителя и активов предприятия? Это реальный первый прецедент, согласно которому украинский бизнес, производящий и поставляющий продукцию на нужды обороны, не имел права получать прибыль! А если он в прошлый период ее получил, то он должен понести наказание в виде лишения свободы!"

Как видно из судебной ухвалы, уголовное производство возбуждено ГБР по ч.2 ст. 364 Уголовного кодекса. Это "злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее тяжелые последствия". И карается оно тюрьмой от трех до шести лет.

Это то, что светит всем руководителям предприятий ВПК, которые получили законную прибыль благодаря выполненным заказам от государства. А Зеленский и Шмыгаль тем временем рассказывают о блистательных перспективах украинского ВПК. Неувязочка?

Как муха превратилась в слона

Не будем обсуждать жесткие версии, такие как предательство и сознательная работа на врага. Ограничимся мягкой версией: власть оказалась неспособна справиться с управленческой проблемой, и она разрослась до масштабов подрыва обороноспособности.

Сама проблема, подчеркнем, возникла из пустяка — неудачной формулировки правительственного документа. 20 марта прошлого года, в первый месяц большой войны, Кабмин принял постановление №335 "Некоторые вопросы осуществления оплаты товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей сектора безопасности и обороны в условиях военного положения". Его целью было упростить процедуры, а не создать проблемы поставщикам Минобороны. Но там не была упомянута прибыль предприятий, и через год Госаудитслужба воспользовалась этим. Она провела проверку контрактов Минобороны и выявила нарушений на 2,5 млрд грн "нанесенного государству ущерба", так как, по ее мнению, украинские компании не должны были в своих калькуляциях (а это неотъемлемая часть контрактов) закладывать прибыль.

Акт ревизии Минобороны был подписан Госаудитслужбой еще 27 марта. Поставщики Минобороны узнали об этом в мае. Через месяц они сумели довести проблему до сведения Зеленского. 29 июня он провел встречу с представителями бизнеса. Там глава совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник поднял этот вопрос и, по его воспоминаниям, "президент Украины Владимир Зеленский поддержал меня и дал поручение правительству урегулировать этот вопрос. И тогда, и сегодня первый вице-премьер Юлия Свириденко поддерживает, Министерство экономики подготовило и обнародовало письмо-разъяснение, где аргументирует, что действия поставщиков законны. Принятие Министерством обороны калькуляций с прибылью — законное".

Если бы власть в Украине была эффективной, то этого было бы достаточно. Госаудитслужба — это орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабмином через министра финансов. Наверное, у президента и правительства есть достаточно рычагов, включая СНБО, чтобы не допустить блокирования работы предприятий ВПК из-за неадекватной позиции Госаудитслужбы.

Но эти рычаги или не были задействованы, или не сработали. И маленькая проблема выросла в большую, а затем в огромную, ибо выводами Госаудитслужбы воспользовалось ГБР. Опять же, у президента во время военного положения есть достаточно способов объяснить ГБР, что недопустимо кошмарить предприятия ВПК на основе крайне сомнительных претензий аудиторов. Но ни Госаудитслужба, ни ГБР правильных сигналов от руководства государства не получили.

Шизофрения власти

Уже четыре месяца власть борется сама с собой. Это не преувеличение: 15 июня Минобороны подало судебный иск к Госаудитслужбе, то есть между двумя органами исполнительной власти начались судебные разбирательства. Кстати, 4 октября Харьковский окружной административный суд принял по этому делу ухвалу, но она засекречена.

18 июля Кабмин постановлением №736 отменил злополучное прошлогоднее постановление №335. Госаудитслужба считает, что тем самым правительство дало зеленый свет украинскому ВПК, но только с 18 июля 2023 г. "Есть соответствующие постановления Кабмина, давшие зеленый свет производителям оборонного сектора. Все обвинения в отсутствии прибыли — сняты. Прибыль включается в контракты, начиная с июля 2023 года, когда Кабинетом Министров Украины было принято постановление", — утверждает глава Госаудитслужбы Алла Басалаева. А на предыдущие 16 месяцев (с 20 марта 2022 г. по 18 июля 2023 г.), по ее мнению, правительство зажгло украинскому ВПК красный свет. И она собирается жестко покарать, с помощью ГБР, все предприятия ВПК, которые посмели в течение этих 16 месяцев работать и получать прибыль.

Свое решение проблемы предложила Верховная Рада. 21 сентября она приняла постановление, которым обязала Кабмин гарантировать исполнителям государственных контрактов (договоров) по оборонным закупкам компенсацию всех экономически обоснованных расходов, связанных с их выполнением, а также суммы прибыли в составе стоимости (цены) товаров, работ и услуг оборонного назначения в соответствии с условиями государственных контрактов (договоров). При этом, говорится в постановлении Рады, "уровень прибыли в составе стоимости (цены) государственных контрактов (договоров) по оборонным закупкам определяется решениями Кабмина, которые действовали по состоянию на 24 февраля 2022 года" (то есть до появления злополучного постановления №335) "и не может быть уменьшен государственными заказчиками".

Авторами этого постановления Верховной Рады выступили глава фракции "слуг народа" Давид Арахамия, глава парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Александр Завитневич и еще 36 нардепов. А проголосовали за 306 нардепов — конституционное большинство.

Но Кабмин до сих пор не выполнил это постановление Рады. Ждет сигналов из офиса Зеленского? Так оттуда тоже поступил сигнал. 29 сентября руководитель Офиса президента Андрей Ермак отреагировал на поступившее месяцем ранее обращение трех оборонных предприятий Днепропетровщины и предложил премьеру Денису Шмыгалю "неотложно рассмотреть поднятые вопросы, принять необходимые меры реагирования и проинформировать заявителей и Офис президента о результатах".

То есть тут не скажешь, что власть ничего не делает для решения проблемы. Власть продолжает бороться сама с собой: в то время как одни властные институции (например, Верховная Рада, Минэкономики, Минобороны) предлагают решения, другие (например, Кабмин) их тормозят, а третьи (Госаудитслужба, ГБР) старательно ухудшают ситуацию.

И эту ситуацию не объяснишь вражеским ИПСО, выдумками медиа или злопыхательством оппозиции. Проблему создала сама власть, своими руками. Поэтому чем позже она ее решит, тем хуже будет для ее имиджа. И, что гораздо опаснее, тем хуже будет для нашей обороноспособности.

    Реклама на dsnews.ua