• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Костин вместо Венедиктовой. Доволен ли Вашингтон нашей борьбой с коррупцией

К октябрю в США ждут от украинской прокуратуры арестов топ-коррупционеров из числа деятелей нынешней власти

Андрей Костин
Реклама на dsnews.ua

Назначение Андрея Костина на пост генпрокурора можно обсуждать с разных сторон. Но чтобы понять смысл этого кадрового решения, нужно осознать прежде всего тот факт, что оно знаменует новый поворот в отношениях Киева и Вашингтона. И каким будет этот поворот — к лучшему или к худшему, — зависит от того, кто и какие задачи будет ставить перед Костиным.

С точки зрения Вашингтона

Нравится нам это или нет, но Украина сейчас является объектом американской внутренней политики. 8 ноября в США пройдут выборы Палаты представителей и трети Сената. И одной из горячих тем предвыборной кампании уже стал вопрос об эффективности многомиллиардной американской помощи Украине. Ближе к ноябрю эта тема, конечно, станет еще горячее. Именно поэтому для Белого дома принципиально важно, кто у нас генпрокурор, кто у нас руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и кто у нас директор НАБУ.

Весьма показательная дискуссия развернулась 26 июля на брифинге спикера Госдепартамента Неда Прайса. Значительную часть брифинга Прайс был вынужден посвятить ответам на вопросы о смене генпрокурора в Украине, об украинской коррупции и о до сих пор не назначенном руководителе САП. То есть в США уже есть целый ряд журналистов, которые освоили эту тему.

Примечательно и то, что Прайс, комментируя смену генпрокурора Украины, сам сразу же перевел разговор на тему украинской коррупции. "Помимо внешней угрозы со стороны России, Украина продолжает сталкиваться с другой угрозой своему долгосрочному успеху, а именно с коррупцией, — подчеркнул спикер Госдепа. — Война России против Украины представляет собой внешнюю угрозу, но коррупция представляет собой внутреннюю угрозу. А угроза, которую представляет коррупция, может разъедать демократию, суверенитет и свободы, которые народ Украины так отчаянно желает сохранить".

И это не просто риторика. И для Белого дома, и для нас самих очень важно, чтобы к октябрю мы показали очевидные успехи в обеих войнах — с Россией и с коррупцией. Если мы покажем отступления и поражения, американское общественное мнение может от нас отвернуться. Самое опасное для нас — если в мозги американцев въестся формула "украинцы терпят поражения на фронте, потому что в Киеве разворовывают всю помощь". Именно потому, что США сейчас тратят на нас колоссальные деньги, нам нужно показать к октябрю одновременно и яркие военные победы, и явные успехи в избавлении от топ-коррупционеров.

Но вернемся к брифингу в Госдепе, где Прайс говорил об украинском генпрокуроре. "Мы присоединяемся к народу Украины и подчеркиваем важность прозрачного назначения высококвалифицированного и действительно независимого преемника на посту генерального прокурора. Независимость и беспристрастность генерального прокурора жизненно важны, — подчеркнул спикер Госдепа. — Недавний окончательный выбор специализированного антикоррупционного прокурора стал обнадеживающим признаком, и мы с нетерпением ожидаем быстрого назначения. И мы надеемся, что этот импульс сохранится, опять же, с избранием независимого генерального прокурора, который будет соответствовать высоким стандартам профессиональной этики, а также личной честности".

Реклама на dsnews.ua

Опять же, это не просто риторика. Вашингтону недостаточно, чтобы в Украине был независимый от Банковой руководитель САП, нужен еще и независимый генпрокурор. САП работает в связке с НАБУ, однако НАБУ сейчас не единственный орган, который "копает" под украинскую коррупцию. В США этим занимаются специально назначенные генеральные инспекторы Госдепа, USAID и Пентагона, которые отслеживают судьбу американской помощи, поступающей в Украину.

"В дополнение к обширным механизмам подотчетности и прозрачности, встроенным в использование средств нашей иностранной помощи, пакет финансирования [Украины], который мы запросили — и Конгресс одобрил, — включает миллионы долларов для поддержки дополнительных мер надзора, в том числе дополнительное финансирование существующих генеральных инспекторов, а дополнительное законодательство также содержит положения, прямо призывающие генеральных инспекторов Министерства обороны США проверить использование средств на помощь в обеспечении безопасности и представить Конгрессу письменный отчет об этой проверке. Так что это то, чему мы уделяем очень пристальное внимание", — разъяснил позицию Белого дома Нед Прайс.

Если американские генеральные инспекторы что-то раскопают, то, наверное, дело не ограничится отчетами перед Конгрессом. Вероятно, Вашингтон захочет какой-то реакции от украинской прокуратуры. Именно поэтому Белому дому не все равно, кто у нас генпрокурор.

Репутационные проблемы

В этой связи, конечно, интересно, какую репутацию успел заработать в Вашингтоне наш новый генпрокурор Андрей Костин. До назначения на эту должность он был заместителем председателя и затем председателем парламентского комитета по вопросам правовой политики. Поэтому он был прямо причастен ко всем попыткам Банковой провести судебную реформу вразрез с пожеланиями западных партнеров. Но не это главное. Главное — это то, что в прошлом году Костин был кандидатом он Банковой на пост руководителя САП.

Для понимания ситуации полезно посмотреть на нее глазами Вашингтона. Для западных партнеров принципиально важно, чтобы во главе САП, как и во главе НАБУ, стояли независимые от Банковой фигуры. Иначе смысла в этих органах нет никакого.

И вот тут Банковая и Костин, мягко говоря, подмочили свою репутацию. Причем не один раз, а несколько, с каждым разом все сильнее.

Во-первых, в Вашингтоне сразу же негативно восприняли попытку Банковой усадить в кресло руководителя САП свою креатуру. Это выглядело буквально как посягательство на чужое. И реакция на это последовала. Словно предупредительный выстрел из Вашингтона, 13 мая прошлого года появилось расследование "Схем" (проект "Радио Свобода"), которые высветило связи между членами конкурсной комиссии, Костиным и заместителем Андрея Ермака Олегом Татаровым. Можно было догадаться, что западные партнеры не признали бы конкурс честным, если бы конкурсная комиссия объявила победителем Костина или какого-то другого фаворита Банковой.

Во-вторых, после того как 4 июня конкурсная комиссия вычеркнула Костина из списка кандидатов, конкурс резко затормозился. И чем дольше он затягивался, тем неприличнее это выглядело. 1 сентября Владимир Зеленский во время визита в Вашингтон подписал с Джо Байденом совместное заявление о стратегическом партнерстве Украины и США, где пообещал избрание руководителя САП "немедленно". 21 декабря на финальном заседании конкурсной комиссии победителем конкурса стал независимый от Банковой кандидат, руководитель отдела детективов НАБУ Александр Клименко. Однако комиссия отказалась объявить его победителем. И он до сих пор им не объявлен. Причем все это время ходили слухи, что результаты конкурса могут быть отменены через суд, после чего будет проведен новый конкурс по новым правилам и его победителем гарантированно станет протеже Банковой, например, тот же Костин.

В глазах Вашингтона Банковая, без преувеличения, опозорилась. Конкурс начался еще 20 января прошлого года — с тех пор прошло уже более полутора лет, а новый руководитель САП до сих пор не назначен. Причем американские журналисты уже смеются над Белым домом, как это случилось на упомянутом брифинге, когда Прайс стал рассказывать, что Вашингтон настаивает на скорейшем назначении руководителя САП. "Этот парень избран еще в декабре", — напомнил Прайсу один из журналистов и язвительно высказался насчет такой "стремительности".

В-третьих, очень подозрительно выглядит то, что Владимир Зеленский решил убрать Ирину Венедиктову с поста генерального прокурора как раз тогда, когда ожидалось наконец-то назначение руководителя САП. Причем Зеленский сам связал эти два сюжета. Вечером 17 июля он объявил: "Сегодня я принял решение об отстранении от должностей генерального прокурора и главы Службы безопасности Украины. Хочу, чтобы меня сегодня услышали и все, от кого зависит очень чувствительный вопрос назначения нового руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Моя позиция как Президента Украины — конкурс, который состоялся, должен привести к вполне логичному решению о назначении нового руководителя. Соответствующий человек избран, и от конкурсной комиссии зависит финализация этого решения".

Никто не мешал Зеленскому заявить эту свою позицию полгода назад или месяц назад. Но он решил совместить это с отстранением Венедиктовой.

Можно предположить, что американцы донесли до Банковой свое неудовольствие развитием событий. Об этом говорит то, как быстро менялась позиция Офиса президента. Первоначально Зеленский возложил исполнение обязанностей генпрокурора на заместителя Венедиктовой Алексея Симоненко. Но уже на следующий день он признал необходимость соблюсти порядок, предусмотренный Конституцией, то есть спросить согласия Верховной Рады на увольнение генпрокурора и назначение нового.

19 июля Зеленский, получив согласие парламента, уволил Венедиктову. Но на поиск замены понадобилась еще неделя. Суть в том, что под кандидатуру Симоненко было трудно собрать голоса депутатов. Некоторые медиа сообщали, что протеже Ермака на пост генпрокурора может быть прокурор Киева Олег Кипер. Но в конце концов выплыла кандидатура Костина, которая, похоже, устраивает Ермака и Татарова в равной мере.

Хотя у Костина есть репутационные проблемы, но не это будет определяющим фактором для Вашингтона. Все будет зависеть от того, как будут решены три ключевых вопроса.

Во-первых, это назначение руководителя САП. И будут ли ему мешать работать Офис генпрокурора и Офис президента.

Во-вторых, это разблокирование конкурса на должность директора НАБУ. И чем он завершится — сумеет ли Банковая протащить на этот пост своего протеже. Если Банковая обретет контроль над НАБУ, тогда ценность независимого руководителя САП нивелируется.

В-третьих, это предъявление конкретных результатов борьбы с коррупцией в виде арестов топ-коррупционеров из числа деятелей нынешней власти. Те, кто полтора года срывал конкурс в САП, сыграли с собой злую шутку. Практически невозможно убедить Вашингтон, что все это делалось просто ради развлечения, а не из страха разоблачения каких-то колоссальных злоупотреблений.

И Вашингтон категорически не согласен, что борьба с коррупцией сейчас "не на часі". Если же Банковая будет пытаться руками Костина замять все дела, тогда не исключено, что дела по украинской коррупции появятся в США. Можно не сомневаться, что Виктория Спартц только и ждет подходящего повода.

    Реклама на dsnews.ua