Коррупцию приравняют к коммунизму. На каких условиях Украине утвердят "план Маршалла"
Прежде чем дать нам деньги на восстановление, Запад может потребовать создания объединенного аудита всей западной помощи, который будет работать прямо в Киеве
Намек от G7
Украинские медиа дружно похвастались принятым в Хиросиме заявлением лидеров G7 по Украине, в котором они подтвердили свое обязательство "оказывать Украине необходимую финансовую, гуманитарную, военную и дипломатическую поддержку столько, сколько потребуется". Но почти незамеченным остался тот факт, что среди 11 пунктов заявления один посвящен внутриполитическим проблемам Украины. Речь идет о шестом пункте, который озаглавлен так: "Борьба с коррупцией и реформа системы правосудия". Там лидеры G7 призывают Украину "к продолжению реализации эффективной программы реформ, которая будет способствовать надлежащему государственному управлению и повышению доверия инвесторов".
Слова про инвесторов ключевые. Предыдущий, пятый пункт заявления посвящен поддержке восстановления и реконструкции Украины. Там подчеркивается "важность роли частного сектора в восстановлении и реконструкции Украины, в том числе посредством торговли и инвестиций". Заканчивается пятый пункт упоминанием о важном событии, которое произойдет уже через месяц: "Мы ожидаем, что Конференция по восстановлению Украины, которая состоится в Лондоне в июне этого года, придаст импульс восстановлению и реконструкции Украины". И сразу после этих слов идет пункт об украинской коррупции — как тонкий намек на тот фактор, который может помешать успеху конференции в Лондоне.
Конференция по восстановлению Украины (Ukraine Recovery Conference) пройдет 21-22 июня. Ее организаторами являются совместно Великобритания и Украина. Конференция будет сосредоточена на мобилизации международной поддержки для экономической и социальной стабилизации Украины и восстановления после войны, в частности, участия частного сектора в финансировании процесса восстановления.
"Мы стремимся, чтобы частный сектор играл ведущую роль, применяя свой опыт и поддерживая восстановление Украины. И приглашаем инвесторов рассмотреть конкретные секторы и возможности. Для этого Украина продолжает внедрять амбициозную программу реформ и искать пути поддержки инвестиций и снижения рисков", — рассказывают организаторы.
А лидеры G7 шестым пунктом своего заявления в Хиросиме намекают, что без желания Киева бороться с коррупцией реализация программы реформ под вопросом. А значит, под вопросом и доверие инвесторов.
"Стратегический императив" для Запада
Конечно, это не первый и не последний раз, когда G7 призывает Банковую избавиться от коррупции в высшем эшелоне власти. И можно было бы сказать, что это не более чем ритуальная риторика. Дескать, куда они денутся — не бросят же нас без помощи.
Но в том-то и дело, что Запад умеет извлекать уроки из ошибок. И он уже ищет способы, как бороться с украинской коррупцией вопреки сопротивлению Киева.
Некоторые из возможных способов уже обнародованы в статье, которая вышла в Politico 22 мая под заглавием "Украине пора начать антикоррупционное контрнаступление". Можно было бы подумать, что это очередной благодушный призыв к Банковой. Но нет, это статья вообще не о том, что должна делать Украина. Это статья о том, что должен делать Запад, когда Киев его не слышит.
Авторы статьи — два эксперта с большим опытом работы в аппарате Белого дома: Джош Рудольф из German Marshall Fund и Норман Эйзен из Brookings Institute. Если бы статья была написана журналистами, можно было бы считать ее попыткой повлиять на общественное мнение. Но статья Рудольфа и Эйзена адресована скорее тем, кто принимает решения.
"Когда международные доноры Украины соберутся в Лондоне в следующем месяце на шестую ежегодную Конференцию по восстановлению Украины, они должны показать западным налогоплательщикам и бизнесу, как именно они планируют обеспечить прозрачность и подотчетность в процессе восстановления — иначе он не будет финансироваться в масштабах, достойных военных жертв страны. Для Соединенных Штатов борьба с коррупцией является ключом к дальнейшему обеспечению безопасности и помощи Украине в восстановлении. А для Европы продолжение десятилетнего пути Киева по борьбе с коррупцией является главным требованием для вступления в Европейский Союз", — пишут авторы статьи.
И они прямым текстом говорят, где находится центр коррупции. Они отмечают, что борьба с коррупцией "регулярно прерывается отступничеством и политическим вмешательством в деятельность антикоррупционных органов. Украинская система управления также страдает от неформального принятия решений, которое отдает предпочтение влиятельным группам интересов и имеет тенденцию обходить демократический контроль. Власть сосредоточена в аппарате президента, где некоторые высокопоставленные чиновники не заботятся о реформах. Например, согласно довоенным сообщениям, затраты на некоторые крупные стройки, финансируемые государством, были завышены на 30%, включая 10-процентный откат для чиновников".
Свои рецепты Рудольф и Эйзен приготовили не для Банковой, а для Запада. Прежде всего, они предлагают приравнять коррупцию к коммунизму. И это не шутка. Авторы статьи считают, что коррупция — это теперь главный инструмент Кремля: "Коррупция заменила коммунистическую идеологию в качестве клея, который связывает внутренние круги авторитарных противников основанного на правилах международного порядка, а также вектора, через который эти режимы экспортируют свои закрытые системы и подрывают суверенитет демократий".
Звучит как абстрактная теория, но Рудольф и Эйзен предлагают применить их формулу на практике. "Противодействие коррупции посредством прозрачности и подотчетности является стратегическим императивом, который должен быть интегрирован в современный "план Маршалла" для Украины — так же, как сдерживание коммунизма было включено в первоначальный план Маршалла", — призывают они западных доноров.
Действительно, программа экономической помощи западноевропейским странам, которую США начали реализовывать в 1948 году по инициативе своего госсекретаря Джорджа Маршалла, была разработана именно в качестве противоядия от коммунистической отравы. И, по мнению авторов статьи, "план Маршалла" для Украины должен быть разработан таким образом, чтобы он стал аналогичным противоядием от коррупции.
Сначала — аудиторский орган, потом — деньги
Фактически они предлагают, чтобы "противодействие коррупции посредством прозрачности и подотчетности" стало условием получения денег от доноров. Рудольф и Эйзен подчеркивают, что июньская конференция в Лондоне "станет ключевым моментом". Они рекомендуют "конкретные обязательства, которые доноры могли бы взять на себя, чтобы сделать реформу прозрачности и подотчетности стратегическим императивом": определение приоритетных условий борьбы с коррупцией, использование новых инструментов прозрачности Украины, формирование совета украинского гражданского общества для консультирования доноров, расширение прав и возможностей местных органов власти и создание совместной ячейки аудиторов в Киеве. Эти предложения они подробно изложили в исследовании, которое обнародовано 22 мая на сайте German Marshall Fund.
Последнее предложение — самое интересное. По сути, речь идет о том, чтобы изначально встроить в будущий "план Маршалла" объединенный аудит всей западной помощи, который будет работать прямо в Киеве. Это очень похоже на то решение, к которому уже пришла администрация Джо Байдена, когда объявила в январе большой аудит американской помощи Украине, с постоянным механизмом контроля за Киевом. Чтобы прийти к этому решению, Белому дому понадобился почти год. Рудольф и Эйзен предлагают не ждать, когда накопятся сомнения и подозрения, а с самого начала организовать аудиторский орган, который фактически станет западным следственным органом в Киеве.
Конференция в Лондоне, по мнению авторов исследования, "дает прекрасную возможность поддержать уверенность в том, что инвестиции в Украине будут защищены от коррупции, объявив о создании объединенной ячейки представителей генеральных инспекторов, аудиторов и следователей донорских агентств". Эта объединенная ячейка должна базироваться в Киеве и будет отчитываться перед Межведомственной координационной платформой доноров. Делиться с нею информацией о коррупции будут любые представители гражданского общества, в том числе журналисты-расследователи и неправительственные организации.
"Хотя большинству доноров еще только предстоит создать фонды и объекты, через которые будут поступать деньги на реконструкцию, возможность их представителей провести время вместе в Киеве на этом раннем этапе будет бесценной. Это урок, который генеральные инспекторы усвоили, наблюдая за помощью в восстановлении в стране", — рассказывают Рудольф и Эйзен. Похоже, они ссылаются на тот опыт, который обрели американские аудиторы, приехав в Киев в январе.