Коррупционные хроники. Как связаны арест Щиголя и "Армия дронов" Федорова
Реноме структуры, которая должна освоить бюджетные миллиарды, подпорчено уголовным делом против руководителей, которых уже уволили
Коррупционные скандалы в последнее время вспыхивают с какой-то аномальной частотой. Медиа даже не успевают на них реагировать.
Но нельзя пройти мимо тех скандалов, которые напрямую касаются нашей обороноспособности. Особенно если речь идет о такой грандиозной затее, как "Армия дронов", на которую в госбюджете выделена огромная сумма — 56,2 млрд грн до конца следующего года. И если под огонь критики попали столь влиятельные персоны, как вице-премьер и глава Минцифры Михаил Федоров.
Два скандала в одном
Началось все с сообщения НАБУ и САП о том, что они разоблачили организованную группу из шести человек, в которую входили глава Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины (Госспецсвязи) и его заместитель. Эта группа, как утверждают НАБУ и САП, в 2021-2022 гг. завладела государственными средствами на сумму более 62 млн грн, выделенными на закупку оборудования и программного обеспечения.
Кабмин отреагировал очень оперативно: в тот же день, 20 ноября, он уволил главу Госспецсвязи Юрия Щиголя и его заместителя Виктора Жору по собственному желанию. Уточним, что Щиголь занимал свою должность с 8 июля 2020 г., а Жора — с 28 декабря 2020 г. Владимир Зеленский присвоил Щиголю воинское звание бригадного генерала 29 марта 2022 г.
23 ноября Высший антикоррупционный суд арестовал Щиголя на два месяца с правом внесения залога в размере 25 млн грн. На суде прокуроры САП сообщили, что доход Щиголя за последние годы составил 4,5 млн грн, однако полгода назад во время обыска у него обнаружили не только 82 тыс. евро и $72 тыс. наличными, но и криптокошелек на телефоне с запасом криптовалюты, эквивалентным почти $1,5 млн. Сам подозреваемый заявил на суде, что этот криптокошелек с ним никак не связан. И что НАБУ полгода назад во время обысков не знало о нем, а сейчас он вдруг появился.
Удивительно: глава спецслужбы, ответственной за защиту информации, рассказывает, что ему на телефон подбросили криптокошелек с $1,5 млн. В мирное время можно было бы посмеяться. Но сейчас такие "шутки" напрягают.
Впрочем, сам по себе этот скандал, наверное, мог бы остаться рядовым эпизодом в будничной криминальной хронике. Но вслед за ним сразу же вспыхнул второй скандал. Зажег его основатель благотворительного фонда "Вернись живым" и медиапроекта Ukrainian Witness ("Украинский свидетель") Виталий Дейнега, который с февраля по сентябрь 2023 г. занимал должность заместителя министра обороны по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации.
20 ноября Дейнега на своей фейсбук-страничке поделился своим "личным оценочным суждением" о деле Щиголя. "Это только верхушка айсберга. Важно понимать, что глава этой службы (по моему мнению) — это лишь "фунт", которого легко заменят другим. И это плохая новость. Но есть и хорошая — есть основания думать, что это не последнее подозрение, а также ощущение, что через некоторое время подозрения ждут и некоторых на этом фото, но этого придется подождать", — рассказал Дейнега и ниже поместил фото, на котором рядом с Щиголем сидит вице-премьер по инновациям, развитию образования, науки и технологий — министр цифровой трансформации Михаил Федоров.
За семь месяцев работы в Минобороны Дейнега успел выяснить чиновничьи связи Щиголя: "У Госспецсвязи есть свое лобби в парламенте и, в частности (но не только), депутат Александр Федиенко в комитете по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки, который тянул выгодные им законы, даже когда против были Минобороны и ВСУ. У них есть лобби в правительстве в виде множества заместителей Минцифры. У них достаточно крепкий ситуативный союз с СБУ. У них есть лобби в Офисе президента в виде Михаила Федорова". То есть для влияния на позицию правительства достаточно заместителей Федорова, а сам Федоров решает вопросы на Банковой.
По словам Дейнеги, он был в непрерывном конфликте со Щиголем все время своей работы на посту заместителя министра обороны. И причина была в том, что структура Щиголя вредила армии. Как подчеркивает Дейнега, приказы и нормы Госспецсвязи, которые должны повышать защищенность информации в государственных органах, в реальности "приводят к космическому удорожанию, технической нищете решений и коррупции, коррупции и еще раз коррупции. Наибольшее влияние их регулирования оказывают на системы, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом. Фактически из-за этого армию невозможно цифровизировать".
23 ноября Дейнега рассказал, что еще перед своим назначением в Минобороны он приехал к Щиголю "и объяснил, что считаю его деятельность коррупционной и вредной для ВСУ. И что правила игры, которые приводят к тому, что армия не цифровизирована, а у кого-то прирастает крипта на кошельке, мы будем менять". Дальше, по его словам, были семь месяцев давления и в итоге его увольнение, которое (по его информации) "лоббировал лично Михаил Федоров".
И вот тут мы подходим к самому интересному — тем деньгам, которыми заведует Госспецсвязи.
Круче, чем СБУ и ГСЧС
Последние несколько месяцев телемарафон регулярно рассказывал о митингах под мэриями Киева и других городов с требованиями отдать деньги на армию. Во время военного положения такая активность (как и ее позитивное освещение в провластных медиа) была бы невозможна, если бы она не была организована Банковой. Об этом же свидетельствует и тот факт, что активисты старательно ограничивались требованиями к городским советам и демонстрировали полное равнодушие к аналогичным расходам бюджетных средств (например, на ремонт автодорог) со стороны правительства и областных госадминистраций.
Это дорогое многодневное шоу понадобилось для того, чтобы оправдать предложенный Кабмином закон, принятый парламентом 8 ноября, который задним числом, с 1 октября текущего года, отобрал у территориальных громад "военный НДФЛ" (то есть налог на доходы физических лиц, начисленный на доходы военнослужащих, полицейских и лиц рядового и начальствующего состава).
50% этих средств в октябре-декабре 2023 года и 45% в 2024 году пойдут Госспецсвязи на проект "Армия дронов", который курирует не кто иной, как вице-премьер Михаил Федоров. До конца текущего года Госспецсвязи получит на эту статью расходов 12,9 млрд грн, а в следующем году — еще более 43,3 млрд грн.
Благодаря этому проекту бюджет Госспецсвязи в 2024 году вырастет до 50,6 млрд грн и оставит далеко позади бюджеты таких мощных и влиятельных структур, как Госслужба по вопросам чрезвычайных ситуаций (43,1 млрд грн) и СБУ (35,1 млрд грн).
И вот теперь оказалось, что реноме структуры, которая должна освоить все это богатство, подпорчено уголовным делом против руководителей. Правда, руководителей быстро уволили, но почва для сомнений осталась.
Теперь возможны два сценария. Один из них выглядит фантастическим, потому что его описывает Дейнега, выброшенный из властной команды.
Дейнега утверждает, что с началом полномасштабной войны Госспецсвязи успела сильно увеличить свое влияние и полномочия, фактически подмяв под себя всю тему киберзащиты (военной и гражданской), а также дроны, и фактически стала "кошельком и руками" Минцифры в очень многих вопросах. "Что закупалось и цены являются информацией с ограниченным доступом. Но, по моим данным, там есть что расследовать", — говорит бывший чиновник. В числе необходимых решений он назвал передачу дронов в профильные министерства (Минстратегпром и Минобороны) и глубокий и придирчивый аудит закупок по "Армии дронов".
Скорее всего, ничего этого не будет. Не для этого устраивалось шоу под мэриями городов.
Гораздо более реалистичный сценарий заключается в том, что Банковая постарается заглушить этот скандал в медиапространстве, а также повлиять на НАБУ, чтобы не допустить новых скандалов, опасных для вице-премьера Федорова.
В пользу этого сценария говорит последнее кадровое решение Владимира Зеленского. 22 ноября он вывел Щиголя из состава Ставки верховного главнокомандующего и ввел туда Федорова. То есть позиции Федорова нисколько не ослабли, а скорее наоборот.