Контракт для союзника. Зачем украинской оборонке "вторгаться" в Афганистан
Так было в 2009 г., когда при прямом участии американского Госдепа был заключен контракт на поставку достаточно большой партии БТР-4 для иракской армии. Так было и раньше, когда нашей стране удалось реализовать большой контракт на поставку танков для пакистанской армии. Не стоит забывать, что на тот момент Пакистан плотно находился в американской орбите интересов и без санкции Вашингтона такие вещи не решались в принципе.
Несмотря на разнонаправленные процессы последнего времени в отношениях двух стран, США продолжают поддерживать украинских производителей оружия и поныне. Правда, пока непонятно, происходит ли это больше по инерции и договоренностям с предыдущей администрацией Порошенко или результат целенаправленной американской внешней политики. Но то, что поддержка есть, - факт.
Причем прагматичные американцы решили, что есть смысл поддерживать по большому счету две относительные "живые" отрасли: ремонт авиа- и бронетехники советского производства, где наша страна все еще имеет серьезные перспективы. Да и дружественные Америке режимы по-прежнему вооружены и щедро снабжаются подобной техникой.
И вот буквально на днях пришло сообщение о том, что в нижней палате афганского парламента был обсужден и принят за основу проект соглашения о сотрудничестве между Кабулом и Киевом в сфере безопасности. Хотя деталей в открытый доступ пока не попало, но все политологи и эксперты, которые плотно "сидят" на афганской теме, говорят о том, речь идет об оказании украинской стороной услуг по ремонту и обслуживанию авиатехники, а также закупке запасных частей для бронетехники.
По-видимому, гораздо больше деталей мы узнаем после того, как утвержденный документ будет подписан главами оборонных ведомств двух стран.
Стоит отметить, что подписание такого контракта стало возможно после того, как Госдеп США предоставил целому ряду украинских предприятий сертификаты, которые позволят им ремонтировать вертолеты типа "Миль" для иностранных заказчиков.
Дело в том, что американская военная помощь союзникам по всему миру кроме массовых закупок оружия советского образца включает и его послепродажное обслуживание (тоже за деньги американских налогоплательщиков). Именно по такой схеме Вашингтон вынужден поддерживать в летном состоянии и парк вертолетов Ми-8/17 в ВВС Афганистана, Ирака и собственных ВВС (а несколько машин поддерживают весьма специфические операции Сил Специальных операций по всему миру).
Естественно, что раз деньги правительства, то объявляются открытые конкурсы, одним из условий которых является участие компаний, которые зарегистрированы исключительно в странах - членах Альянса или имеющие сертификацию от американского правительства.
Поэтому, например, в 2015 г. контракт от Агентства НАТО по обеспечению и закупкам (NSPA) на обслуживание парка Ми-8 ВВС Афганистана получило словацкое предприятие Letecké opravovne Trenčín, a. s. (LOTN). А это ни много ни мало, а $120 млн.
В конце 2018 г. американцы снова искали компании для капитального ремонта афганских машин. Причем кроме ремонта планировали и замену бортового оборудования. Часть работ должна была выполняться непосредственно на месте.
Однако сотрудничество со словаками совершенно не устраивает американцев по причине использования запасных частей российского производства. А тут Украина со своей программой импортозамещения, которая была запущена после аннексии Крыма весной 2014 г. Хотя и с большими проблемами, но нашим предприятиям в основном удалось освоить средний и капитальный ремонт, также ремоторизацию вертолетов типа Ми-8 и Ми-2.
Привлечением украинских специалистов американцы "убивают сразу несколько зайцев", решают сразу несколько стратегических задач: решают проблему с нуждающейся в ремонте авиатехникой, "наказывают" Москву долларом за постоянные заигрывания с афганской оппозицией, а также поддерживают украинский военно-промышленный комплекс. Причем, что самое главное, такая многофункциональность достигается за одни и те же деньги.
Для тех же "Мотор-Сичи" или "Авиакона" подобные контракты просто манна небесная. Ведь вполне очевидно, что при объеме вертолетного парка внутри страны в 60-70 машин типа Ми-8, например, разворачивание производства лопастей с капитальными вложениями не менее $50 млн не имеет вообще никакого смысла.
А про бронетанковую отрасль вообще говорить не приходится. После не совсем удачного иракского контракта и выполненного с большим трудом тайского наши предприятия работали исключительно на внутренний рынок. Который, кроме того, что имеет довольно низкую рентабельность, но еще и довольно высокую коррупционную составляющую, что никак не способствует развитию отрасли в целом.
В том случае, если реально будет подписан довольно "жирный" афганский контракт и он будет выполнен качественно и в срок, то это будет неплохим трамплином для других подобных контрактов, например в том же Ираке. А значит, наш военно-промышленный комплекс получит дополнительное финансирование из-за рубежа и сможет значительно удешевить контракты для наших силовиков. Тогда могут появится и оборотные средства для вложения в перспективные проекты, интересные как для ВСУ, так и на экспорт.