Консервативный республиканец. Зачем Таруте собственный УКРОП
Кого-либо удивить этим заявлением Сергею Алексеевичу не удалось: о том, что Тарута вынашивает идею собственной политсилы, было известно достаточно давно. СМИ писали о возможном названии будущего проекта (партия "Основа") и называли ориентировочную дату учредительного съезда: конец февраля - начало марта этого года. О съезде, правда, никто ничего так и не услышал, но, по словам Таруты, партия уже создана и приступает к "перезагрузка всей системы власти", каковая, если верить олигарху, без "нового политического движения" (читай партии Таруты) невозможна.
Первым делом олигарх также поспешил заявить, что его партия "будет прежде всего идеологической и не будет проектом Таруты". Что касается самой идеологии, то она, как заверяет Тарута, будет, во-первых, консервативной, а во-вторых, республиканской. "Мы создали новую политическую партию. Она будет построена на идеологических принципах консерватизма - это республиканская партия с главной ценностью - человек", - в частности заявил он, сразу же несколько запутав всех терминологией.
Если говорить об идеологии, то полноценно таковой из всего перечисленного можно считать разве что консерватизм. Говоря же о "республиканской идеологии", Тарута, скорее всего, имел в виду, что неким образцом для его политсилы станет Республиканская партия США, которая, к слову, была консервативной далеко не всегда - на заре своего становления эта политсила выступала в США как наиболее либеральная.
Что же касается тезиса о том, что главной ценностью консервативной и республиканской партии Таруты будет человек, то он выглядит несколько странно. Ведь классический консерватизм предполагает как раз противоположное - примат социальных и государственных ценностей над индивидуальными. Но отставим идеологические выкладки - в нынешней Украине политические спектры настолько хаотично перемешаны, что нелепо даже пытаться встроить их какую-либо стройную систему. Да и заявление Таруты об "идеологичности" вновь созданной партии не стоит воспринимать слишком всерьез - все украинские "вождистские партии" от БПП Порошенко до "Батьківщини" Тимошенко и "радикалов" Ляшко позиционируют себя как идеологические, однако казаться - еще не значит быть.
Тем не менее своим будущим избирателям Тарута уже успел наобещать: укрепление обороноспособности путем повышения расходов на армию; право на ношение оружия; развитие среднего класса и, соответственно, экономический рост. Если со вторым все более-менее ясно - борцов за право на оружие в стране хватает, и именно их голоса хочет привлечь Тарута, то с первым и третьим все несколько сложнее. Олигарх так и не пояснил, у кого он планирует забрать бюджетные деньги, чтобы увеличить расходы на оборону, и уж тем более не пояснил, как он собирается добиться экономического роста и "развития" среднего класса.
Не раскрыл Тарута и еще один крайне важный момент - кто, кроме него самого, будет входить в новую политическую силу. Ранее в качестве главных политических партнеров Таруты СМИ называли "короля" украинских минеральных вод Николая Кмитя, связанного в том числе и с российским капиталом из "Альфа-Групп", и крупного агрария, экс-главу Аграрной партии Украины Андрея Гордейчука. Ни тот, ни другой в публичной политике себя никак не проявили, и в этой плоскости Таруте вряд ли серьезно помогут. Так что кадровая задача перед новым проектом стоит весьма непростая, учитывая, что и сам Тарута яркой харизмой, которая крайне необходима для главы украинской политической партии, похвастаться никак не может.
Собственно, создание персональной партии под конкретного человека - вещь для украинских олигархов не слишком типичная - в большинстве случаев они раскладывают яйца в разные политические корзины, чтобы при любом раскладе не остаться без политического лобби. Однако опыт создания олигархических партий имеется уже в постмайданное время, правда, не слишком успешный, хотя и о полном провале говорить не приходится. Речь идет об УКРОПе Игоря Коломойского. У последнего, кстати, и с личной харизмой, и ресурсами, и с собственной командой дела всегда обстояли получше, чем у Таруты. Так что ожидания глобального "переформатирования украинской политической системы" усилиями партии Таруты несколько завышены.
Скорее всего, в настоящее время Тарута просто не нашел в действующем политикуме того, кто мог бы эффективно продвигать его бизнес-интересы, что вынуждает его делать все самому. Но, чтобы эта затея оказалась хоть сколько-нибудь успешной, Таруте нужно решить еще очень много задач.