Заочный торг между Киевом и Москвой. Будет или нет прекращение огня

Вся тема о прекращении огня — это сплошная конкуренция обманов. Никто не называет своих подлинных мотивов, каждый хочет обмануть всех

В последнюю неделю горячая тема мировой политики — прекращение огня в Украине. Причем выглядит это так: есть целая группа "энтузиастов" типа Венгрии, Турции, Китая, которые громко "уговаривают" Украину и Россию прекратить огонь и сесть за стол переговоров, а Киев и Москва категорически отказываются. Более того, аргументы Москвы один-в-один повторяют аргументы Киева.

Между "нет" и "да"

Вся эта тема о прекращении огня — это сплошная конкуренция обманов. Никто не называет своих подлинных мотивов, каждый хочет обмануть всех.

Примечательно, что ни Киев, ни Москва не отвечают категорическим "нет" на предложения "энтузиастов" перемирия. Категорическое "нет" звучало бы так: какое к черту прекращение огня, мы будем воевать до полной победы над врагом, или пока он не выполнит все наши требования. Вместо этого и Киев, и Москва говорят, что они отвечают "нет", потому что не доверяют врагу: а вдруг он в очередной раз обманет.

"Объясню о прекращении огня: у нас были сотни встреч еще со времен минских соглашений много лет назад. Стороны договаривались о прекращении огня между Украиной и Россией, и РФ все это постоянно срывала и убивала наших людей", — рассказал в интервью Bloomberg Владимир Зеленский. Он подчеркнул, что насчет прекращения огня нужен очень четкий план, ведь РФ в это время сможет "накапливать технику на нашей территории, которую они оккупировали, потому что мы их не будем останавливать ударами. Они смогут сосредоточить сильный кулак, после этого обвинить нас, как это уже было, что мы нарушили прекращение огня, и снова начать вторжение".

Путин на пресс-конференции в Астане выдвинул зеркальное обвинение. Он заявил, что прекращением огня могла бы воспользоваться Украина, "чтобы улучшить свое положение, довооружиться, доукомплектовать с помощью насильственной мобилизации свою армию" и затем продолжить войну.

То есть это не категорическое "нет", а на полпути между "нет" и "да". Причем и Киев, и Москва пошли даже дальше: они сформулировали условия для прекращения огня.

Зеленский рассказал, что соглашение о прекращении огня будет возможно "только если это будет на международной понятной площадке в присутствии лидеров стран, которым доверяют. У них разные мнения относительно этапов окончания этой войны, но мы все должны быть на одной стороне, мы должны доверять друг другу". Из его слов можно понять, что он хотел бы, чтобы гарантами выступили США и Китай.

Кроме того, он хочет гарантий, что прекращение огня завершится выводом российских войск с территории Украины. "Вопрос многим, кто говорит о прекращении огня. И это нормально, что люди об этом говорят. Далее следует мой вопрос: окей, какой второй шаг? Какой третий шаг? Какой шаг, когда Путин сорвет эти договоренности? После прекращения огня через месяц Путин выведет войска? Кто будет гарантировать, что он выведет войска из наших оккупированных территорий? И дальше тишина, потому что ответов нет", — сказал Зеленский в том же интервью.

Путин, со своей стороны, заявил, что РФ хотела бы, чтобы Украина "согласилась сделать такие шаги, которые являлись бы необратимыми и были бы приемлемы РФ", и только после этого возможно прекращение огня. По его словам, Украина должна согласиться на эти шаги в результате переговоров, в основу которых могли бы лечь так называемые "стамбульские договоренности" апреля 2022 года.

Можно сказать, что фактически уже идет заочный торг. Сейчас он еще в той начальной стадии, когда стороны выдвигают максимальные (то есть заведомо невыполнимые) условия. Когда он перейдет на следующую стадию? Это зависит от того, какие игры ведут Кремль и Банковая.

Игры Кремля

До сих пор все "мирные предложения" от Виктора Орбана, Реджепа Эрдогана, Си Цзиньпина и других "энтузиастов" перемирия имели устойчивый имидж пророссийских. И когда сейчас Путин говорит, что предложения о прекращении огня неприемлемы, это игра на публику с целью "отмыть" всех этих "энтузиастов" и создать им имидж незаангажированных.

Путин как бы подталкивает весь мир: давайте, уговаривайте меня, чтобы я согласился на прекращение огня. При этом "энтузиасты" перемирия как бы автоматически становятся оппонентами Путина. А критики идеи о прекращении огня, получается, помогают Путину продолжать войну.

Это одна игра Кремля. А вторая — он рассчитывает на такие предложения (от Банковой, или от Джо Байдена, или от Дональда Трампа), которые его заинтересуют.

Игры Банковой

Конечно, с точки зрения украинских интересов было бы хорошо обмануть Путина. Договориться, с помощью посредников, о прекращении огня и начале переговоров. Вести до начала весны переговоры, не сдвигаясь ни на шаг от Формулы мира Зеленского, а тем временем максимально укрепить свою противовоздушную и противоракетную оборону, получить от западных партнеров 100 или лучше 150 самолетов, обучить и вооружить миллион мобилизованных, построить полноценные четыре линии обороны на всей линии фронта, накопить запасы ракет, дронов и снарядов, а также топлива на три года вперед, и так далее. А весной начать новое наступление.

То есть Украине прекращение огня может быть выгодно с военной точки зрения. Но это несет геополитические и внутриполитические риски для Украины в целом и лично для Зеленского в частности. Причем эти риски настолько большие, что ситуация может выйти из-под контроля.

Прежде всего, под угрозой окажутся пакеты военной помощи. Услышав о прекращении огня между Украиной и Россией, общественное мнение в западных странах вздохнет с облегчением. Конечно, мы сможем убеждать его, что нам по-прежнему нужна очень большая военная помощь, потому что Путину верить нельзя и он в любой момент может продолжить агрессию. Вопрос в том, как расценят такой поворот событий, например, американцы. И как это скажется на результатах президентских выборов в США 5 ноября.

Кроме того, мы должны будем подтвердить серьезность своих миролюбивых планов конкретными внутриполитическими решениями. Первое из них — прекращение военного положения. И тогда очень скоро начнутся разговоры: а почему бы и выборы не провести.

Согласно статье 20 Избирательного кодекса, не позднее месяца со дня прекращения военного положения Центральная избирательная комиссия должно будет объявить о начале избирательного процесса выборов народных депутатов, а Верховная Рада — назначить выборы президента.

Выиграть выборы Зеленскому и его партии будет очень непросто. Можно не сомневаться, что найдутся политические силы, которые построят свою избирательную кампанию на публичных подозрениях, что Банковая имеет тайные договоренности с Кремлем.

В любом случае такие серьезные решения, как прекращение огня, перемирие, мирные переговоры, Киев может принимать только по согласованию с США, Евросоюзом, Великобританией и другими западными партнерами. А партнеры тоже взвешивают все возможные выгоды и риски.

Сейчас выглядит наиболее вероятным, что заочный торг между Киевом и Москвой зависнет на той стадии, когда обе стороны готовы на некоторые уступки, но слишком маленькие. Если же Вашингтон увидит свой интерес в гипотетическом перемирии и захочет сыграть в свою игру, мы увидим это по смене риторики и Киева, и Москвы.