Коломойский переоценил себя

Начав войну против крупнейших бизнес-групп Украины, "Приват" оголил свои тылы, чем не преминули воспользоваться его конкуренты, стремящиеся ослабить позиции днепропетровцев в ТЭК
Фото: УНИАН

Большие войны часто начинаются с маленьких недоразумений, как это произошло в случае с Игорем Коломойским и Виктором Пинчуком. В 2010 г., на праздновании 50-летия зятя экс-президента Леонида Кучмы в Куршавеле, Коломойский, по легенде, произнес тост, в котором не преминул напомнить об отобранных бизнесах. И хотя присутствовавшие на том мероприятии свидетели утверждают, что Пинчук никак не отреагировал на тот укол, но в начале 2013 г. в Высокий суд Лондона им был подан иск на Коломойского и его бизнес-партнера Геннадия Боголюбова с требованием выплатить компенсацию за Криворожский железорудный комбинат (КЖРК).

Спустя два года разбирательств в Лондоне ставки в нем выросли. На днях британское издание The Independent опубликовало статью, в которой утверждает, что на очередном судебном слушании Пинчук и "приватовцы" высказали новые порции претензий друг к другу, и не только экономического характера. Боголюбов обвинил Пинчука в давлении на бывшего генпрокурора Святослава Пискуна, который должен выступить свидетелем по делу КЖРК. А юристы Пинчука заявили, что Пискун ранее помогал замять покушения на убийства, якобы заказанные Игорем Коломойским. Что это за дело, подробно описал депутат, а в прошлом журналист "Украинской правды" Мустафа Найем. "26 февраля члены СНБО получили письма и прикрепленные к ним электронные носители (DVD-диск и карту памяти) с расследованием так называемого дела адвоката Карпенко, фигурантом которого является губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский", - указал г-н Найем. Это дело было возбуждено 12 лет назад по факту нападения на адвоката Сергея Карпенко, выступавшего на тот момент в интересах своих клиентов - Виктора Пинчука и Константина Григоришина. В своих показаниях г-н Карпенко утверждал, что перед нападением ему лично угрожал Игорь Коломойский.

После переговоров с высшим руководством страны Коломойский сбавил обороты, согласившись играть по правилам. Хотя мало кто сомневается, что от своей глобальной цели - стать новым центром влияния в стране - лидер "Привата" не откажется

После чего Коломойский пошел ва-банк, появившись на заседании специальной контрольной комиссии ВР по приватизации с заявлением о незаконности приватизации в 2004 г. активов "Укррудпрома" и предложив вернуть их государству. Основной мишенью для Игоря Валерьевича стал уже не Виктор Пинчук, а некогда самые богатые бизнесмены Партии регионов Ринат Ахметов и Вадим Новинский, которые сейчас совместно контролируют самое ценное наследие "Укррудпрома" - Ингулецкий, Южный и Центральный ГОКи, а также половину акций Южного ГОКа.

Атака Коломойского на бывшего хозяина Донбасса не случайна: начиная с 2007 г. главный "приватовец" отчаянно боролся с Ахметовым за лакомые куски украинской энергетики. Но эту борьбу Ринат Ахметов выиграл с помощью Виктора Януковича - именно во время его премьерства и президентства донецкая группа СКМ сумела купить самые привлекательные энергогенерирующие и энергопоставляющие компании Украины, ставшие основой ДТЭК. Крушение режима Януковича дало Коломойскому шанс отыграться. Открытая война между двумя олигархами перешла в судебную плоскость в начале нынешнего года подачей исков от имени днепропетровской фирмы "Бизнес-Инвест" с требованием забрать у ДТЭК пакеты предприятий "Западэнерго" и "Днепрэнерго". И судя по всему, этим дело не ограничится - глава контрольной комиссии по вопросам приватизации Борис Филатов и бывший зам Коломойского уже публично объявили, что депутаты намерены изучить обстоятельства приватизации "Укртелекома" и "Киевэнерго", которые на сегодняшний день также находятся под контролем Ахметова.

К моменту начала открытых баталий "Привата" с СКМ Игорь Коломойский открыл еще один фронт - против газового олигарха Дмитрия Фирташа и его партнера, бывшего руководителя администрации Виктора Януковича Сергея Левочкина. Активная медиавойна двух групп в прошлом году перешла в стадию судебных баталий после того, как не без поддержки "Привата" правительство лишило "венского узника" сырьевой базы его титанового бизнеса - Вольногорского горно-металлургического и Иршанского горно-обогатительного комбинатов. Кроме того, "Приват" начал открытую войну с Group DF за завод "Сумыхимпром", изрядно попортив нервы Фирташу и заставив его компании в срочном порядке выкупать долги этого предприятия на сотни миллионов гривень у группы украинских банков.

Впрочем, есть одно но - в пылу борьбы на несколько фронтов Коломойский, похоже, переоценил свое влияние. На его оголенные позиции начал планомерное наступление "злейший партнер" по ряду облэнерго Константин Григоришин, пользующийся, по слухам, поддержкой Президента Петра Порошенко. Не сидит сложа руки и владелец группы "Континиум" Игорь Еремеев, который хочет потеснить "Приват" на рынке нефтепродуктов, где днепропетровцы удерживают ключевые позиции. Без них не обошлось недавнее принятие ВР закона о снижении кворума собраний акционеров с 60 до 50%+1 акция, направленное на лишение "Привата" контроля над "Укрнафтой", а также отстранение наблюдательным советом ПАО "Укртранснефть" от должности главы правления этой компании лояльного днепропетровскому губернатору менеджера Александра Лазорко. А после ночного "концерта" Коломойского масс-медиа оппонентов начали вовсю формировать ему имидж "беспредельщика". В частности, каналы господ Пинчука, Ахметова и Фирташа. Пообщавшись с Президентом Петром Порошенко и премьером Арсением Яценюком, а также поговорив с глазу на глаз с послом США в Украине Джеффри Пайеттом, Коломойский после этих инцидентов успокоился и якобы согласился играть по правилам. Хотя мало кто сомневается, что от своей глобальной цели - стать новым центром влияния в стране (в том числе политического) - лидер "Привата" не откажется. Просто, возможно, постарается отложить достижение данной цели до лучших времен.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 23 марта 2015 г. (№12/722)