Украинские бизнесмены могли покупать места в парламенте Австрии, - СМИ
10 млн евро за депутатский мандат - наличными, в двух чемоданах. Это выглядит как сюжет остросюжетного голливудского триллера. Однако депутат Национального Совета Петер Пильц убежден, что это политические реалии Австрии. На пресс-конференции в понедельник, 16 сентября в Вене политик обнародовал содержание судебных документов, в которых звучат обвинения в адрес Австрийской партии свободы (АПС) по якобы продаже украинским бизнесменам места в парламенте для их ставленника. Речь идет о депутатском мандате Томаса Шелленбахера, который в прошлом созыве австрийского парламента был сопредседателем группы связей с Украиной, пишет Deutsche welle.
По словам Пильца, он располагает показаниями под присягой двух приближенных к руководству АПС лиц, которые утверждают, что лично были участниками заговора о продаже мандата украинским бизнесменам.
Удивительный мандат для Томаса Шелленбахера
Политическая карьера Томаса Шелленбахера - более чем странная. Владелец инженерного бюро провинциального городка Санкт Леонард ам Форст незадолго до парламентских выборов осенью 2013 года перерегистрировал место жительства в Вене. После этого никому в столице неизвестный как политический деятель Шелленбахер оказался на девятой позиции в венском списке кандидатов Австрийской партии свободы в Национальный совет.
На выборах это место оказалось непроходимым - инженер так и не попал бы в парламент, если бы не произошло настоящее чудо: три столичных партийца АПС один за другим отказались от мандата и его получил приезжий инженер Шелленбахер. В парламенте этот политик выступил с трибуны лишь несколько раз. О том, что он вообще был депутатом никто бы и не вспомнил, если бы годами позже Петер Пильц не обнародовало найденные им в судебных архивах обвинения в его адрес.
Недоказанный чемодан наличных и реальные денежные потоки
Свидетельства участников событий Петеру Пильцу удалось получить из материалов судебного дела: Эрнст Н. с 2016 года судится с функционерами Австрийской партии свободы, потому что ему, мол, должны два миллиона евро "за посредничество".
Под присягой в суде Эрнст Н. заявил, что именно он свел предпринимателя Шелленбахера с влиятельными функционерами АПС. Истец утверждает, что был участником встреч, на которых было договорено, что в обмен на проходное место в списке партии для Шелленбахера украинские бизнесмены, которые стоят за ним, предоставят 10 млн евро: 4 млн евро якобы для партийной кассы АПС, еще по два, якобы, одному из видных представителей Австрийской партии свободы и, собственно, самому Эрнсту Н. как посреднику. В конце концов, заявляет истец, деньги же и были заплачены украинцами, но он свою долю не получил.
Адвокаты Томаса Шелленбахера и функционеров АПС, как констатирует со ссылкой на судебные документы издание Profil, решительно опровергают слова Эрнста Н. и отрицают получение "украинских миллионов". В первой инстанции "посредник" проиграл за недостатком улик, сейчас идет рассмотрение апелляции.
Что за "украинские бизнесмены"?
На пресс-конференции Петер Пильц не назвал имен украинских бизнесменов, о которых говорится в судебных документах. Депутат также отмечает, что до решения суда действует презумпция невиновности. Зато имена украинцев, о которых идет речь, названы в иске Эрнста Н., копию которого предоставил DW Петер Пильц. Кроме того, в распоряжении редакции есть копия показаний под присягой еще одного австрийца - Феликса В., - который заявляет, что был свидетелем ряда встреч, на которых говорилось о 10 млн. от украинцев.
Миллионы за мандат Шелленбахера, согласно иску Эрнста Н., предоставили Игорь Коломойский, а также нынешний депутат Верховной Рады Игорь Палица и сын тогдашнего министра юстиции Украины Максим Лавринович. Эти фамилии со ссылкой на иск Эрнста Н. приводит и венское издание Profil.
Прямых доказательств участия украинцев в сговоре по финансированию АПС нет - только иск и заявление под присягой. Однако независимо от того, существовали ли "чемоданы с деньгами": и Палица, и Лавринович, как выяснила DW, очевидно, имели в Австрии совместные с Коломойским и Шелленбахером бизнес-интересы.
Давние украинские связи Шелленбахера
Томас Шелленбахер и Игорь Коломойский могут быть знакомы еще с 2012 года, когда фирма австрийца IBS Umwelt- und Verkehrstechnik GmbH строила водоочистную станцию в Буковеле - самом большом горнолыжном курорте страны, совладельцем которого является Игорь Коломойский. В том же году IBS выступила и формальным покупателем гостиницы "Панганс" в Земмеринге, за который заплатила 5 млн евро. При том что годовой оборот IBS на тот момент не превышал миллиона евро. Происхождение денег привлекло внимание правоохранителей. Антикоррупционная прокуратура открыла производство по подозрению в отмывании денег, однако в 2018 году дело закрыли: из Украины не было получено информации, которая свидетельствовала бы о возможном незаконном происхождении денег.
Исполнительным директором и совладельцем фирмы, которая купила отель вместе с Шелленбахером, к 2015 году был Игорь Палица - бизнес-партнер и близкий соратник Коломойского по партии "УКРОП". В свою очередь, Палицу и Шелленбахера, очевидно, связывает больше, чем просто бизнес. С 2011 года в родном городе австрийца партнеры основали благотворительный фонд. Фондом занимался земляк Палицы из Ивано-Франковской области Виктор Бабущак, которого Шелленбахер прописал у себя дома, очевидно, чтобы облегчить оформление документов на проживание. По информации Profil, Шелленбахер прописал у себя дома и Игоря Палицу. В 2013 году на фирму, созданную Бабущаком в Австрии, переоформили отель "Панганс", который затем продали швейцарской фирме, за которой, как считают знающие собеседники DW в Земмеринге, стоит Коломойский.
Впоследствии трое выходцев из Ивано-Франковской области, среди них и Бабущак, выступили номинальными владельцами или директорами ряда вновь созданных австрийских компаний, через которые в Австрию пришли миллионные инвестиции, прежде всего в недвижимость. Двое из этих украинских менеджеров ранее были сотрудниками компании "Укрнафта", совладельцем которой является Игорь Коломойский. Основателем части фирм с этого конгломерата, зарегистрированных в основном по одному адресу в Вене, выступил также Максим Лавринович.
Деньги за место в списке - все равно не преступление
Существовали ли вообще 10 млн наличными в чемодане и связаны ли "украинские миллионы", которые прошли по счетам фирм Шелленбахера с покупкой депутатского мандата от Австрийской партии свободы, правоохранительные органы так никогда и не узнают. Антикоррупционная прокуратура Австрии в ответ на запрос DW подтвердила, что ранее уже изучала обнародованные Петером Пильцем свидетельства людей, которые заявляют, что были участниками заговора о покупке мандата. Однако производство по соответствующей подозрению ведомство в конце концов закрыло. Причина: "согласно действующему законодательству, действия, которые лежали в основе производства, не подпадают под уголовную или административную ответственность".
Дело в том, что лица, которые составляют избирательные списки партий, не является должностными лицами в понимании антикоррупционного законодательства. Петера Пильца и его соратников возмущает эта ситуация. Именно поэтому, говорит политик, он и созвал в Вене пресс-конференцию. "В этой истории есть показания двух людей под присягой, есть информация о движении средств, факт странных манипуляций с избирательным списком, в результате которых человек получает депутатский мандат. Это должно было быть достаточными основаниями, чтобы прокуратура расследовала это дело, получила доступ к счетам, допросила бы партийных функционеров, провела бы обыски в партийных офисах и выяснила бы, что происходило на самом деле. Но есть одна проблема: нет законных оснований ", - констатирует Пильц. Политик призывает следующий состав австрийского парламента внести соответствующие законодательные изменения, чтобы исключить покупку депутатских мандатов.