Когда введут налог на наличные

Мировые регуляторы ищут способы разогреть потребительский спрос: необходимость отстегивать процент от накопленного в кубышках заставит обывателей, уже привыкших экономить, снова стать шопоголиками
Фото: businessinsider.com

Новые правила: за размещение депозита платит вкладчик

Мир никак не оправится от кризиса 2008-2009 гг. "Восстановление мировой экономики остается слишком медленным, слишком неустойчивым и слишком неравномерным", - заявила недавно глава МВФ Кристин Лагард. По ее мнению, улучшение ситуации возможно "благодаря низким ценам на нефть и процентным ставкам". Минусовые ставки по счетам и долговым бумагам становятся будничным явлением. Это означает, что теперь не банки раскошеливаются, чтобы привлечь средства клиентов, а вкладчики приплачивают им за хранение денег. Такая парадоксальная ситуация сложилась из-за переизбытка в мире денежных знаков.

Свеженапечатанные миллиарды, выходящие из-под печатных станков центробанков в рамках программ количественного смягчения (QE), наводняют финансовые рынки, надувая "пузыри", или зависают на депозитах, но только не доходят до реального сектора. Банкиры категорически не желают кредитовать: слишком мало пока надежных заемщиков, слишком велики риски нарастить портфели "плохих" кредитов.
Ключевая задача регуляторов - реанимировать рынки ссудного капитала, заставив банки раздавать корпоративные и потребительские займы. Расчет таков: разжившись деньгами, компании и обыватели снова начнут тратить, повышение потребительского спроса разгонит цены, что даст стимул для роста национальных экономик. Именно по-
этому многие центробанки пошли на беспрецедентный шаг и установили отрицательные процентные ставки (не только реальные, но и номинальные). "Такой метод идет в ход, когда все другие инструменты - нормативы обязательного резервирования, количественное смягчение и т. д., не дают должного эффекта и экономика продолжает сползать в дефляцию. Опустив ключевую ставку ниже нуля, центральный банк вынуждает комбанки платить за размещение средств в надежде, что это вынудит их активнее кредитовать", - поясняет начальник управления контроля операционных и рыночных рисков ВТБ Банка (Украина) Андрей Грищенко. Отрицательные ставки также должны стимулировать дальнейшее снижение ставок по депозитам, хотя во многих развитых странах они и так близки к нулю. Таким образом, у потребителей пропадет стимул хранить деньги в банках, что должно также стимулировать их тратить накопления.

Инвесторов приучили вкладываться "в минус"

Известный американский экономист, профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини уточняет, что отрицательными стали не только номинальные краткосрочные ставки, но и доходность по долгосрочным облигациям. По данным JPMorgan Chase, примерно у четверти гособлигаций в еврозоне сегодня отрицательная доходность. В течение последних двух лет правительства европейских стран, включая Австрию, Финляндию, Германию и Швецию, разместили государственные облигации с отрицательной номинальной ставкой. В ближайшее время такое явление будет набирать обороты. "По мере наращивания программы количественного смягчения ЕЦБ начнет покупать все больше европейских долговых бумаг. Поэтому будет снижаться как доходность облигаций проблемных стран, так и долговых бумаг платежеспособных экономик", - прогнозирует финансовый аналитик "Альпари" Александр Михайленко.

На фоне минусовых доходностей по облигациям
и депозитам стоимость заменителей денег (например, тех же драгметаллов) в перспективе может подрасти. Будут дорожать и ликвидные активы, в которые можно инвестировать средства, - жилье, антиквариат, сырьевые фьючерсы и т. д.

Однако инвесторов это не смущает. У них есть несколько причин покупать убыточные бумаги. Во-первых, если в стране наблюдается дефляция, как, например, в еврозоне (в январе 2014 г. цены опустились на 0,6%), даже при негативной ставке реальная доходность может быть нулевой или позитивной. Такая же ситуация сложилась в Японии, где дефляция - хроническое явление, а процентные ставки по многим активам практически нулевые.

Во-вторых, перекрыть убытки инвесторов можно за счет игры на курсах валют. "Если валюта депозита растет по отношению к курсам денежных единиц других стран - как, к примеру, в Швейцарии после решения центробанка об отмене привязки валюты к евро, - инвесторы получают дополнительный доход. То же самое касается и облигаций с негативной доходностью: если инвесторы ожидают повышения цен на облигации (например, в связи с программой скупки ценных бумаг, анонсированной ЕЦБ), то они будут покупать такие инструменты", - говорит управляющий директор Empire State Capital Partners Ярослав Удовенко.

В-третьих, у многих инвесторов, таких как страховые компании и пенсионные фонды, просто нет альтернативы. Учитывая долго-
срочный характер их обязательств - на 10 лет и более, они просто обязаны вкладываться в надежные облигации. Конечно, существует достаточно других инструментов для вложений - гособлигации развитых стан с позитивной доходностью, акции голубых фишек или ценные металлы. Но во всех этих случаях риски гораздо выше.

Драгметаллы, недвижимость и антиквариат будут дорожать

Последствия тотального распространения отрицательных ставок могут быть неоднозначными. На фоне минусовых доходностей по облигациям и депозитам стоимость активов - заменителей денег (например, тех же драгметаллов) в перспективе может подрасти. Будут дорожать и ликвидные активы, в которые можно инвестировать деньги, - жилье, антиквариат, сырьевые фьючерсы и т. д. Блестящее будущее финансисты пророчат фондовым рынкам. "Ведущие европейские фондовые индексы остаются привлекательными с момента анонса европейской программы QE в октябре 2014 года. Вероятно, они останутся таковыми еще долгое время", - полагает Александр Михайленко. Население начнет больше тратить, а также инвестировать в активы с нефиксированной доходностью, такие как ПИФы. Зато рынок облигаций и депозитов пойдет на спад. "Негативные ставки уже вынуждают многих инвесторов перемещать капитал с депозитов в другие инструменты, таким образом разогревая экономику. Кроме того, кредиты становятся дешевле, что также поддерживает рост", - отмечает Ярослав Удовенко.

В любом случае эффект от отрицательных процентных ставок не будет быстрым. Но тут важно не переборщить. "При слишком длительном применении отрицательных доходностей они могут дать обратный эффект: потребители, удовлетворив полностью свой отложенный спрос на товары или услуги, начнут искать способы сбережения накоплений за пределами своей страны. Это может повлечь переток непотраченной части денег на депозиты иностранных банков с положительными ставками. В дальнейшем это приведет к замедлению трат домохозяйствами и, как следствие, к замедлению экономик", - считает аналитик онлайн-брокера I-NVEST Сергей Гончаренко. В теории на приток денег на депозиты могла бы рассчитывать и Украина, финучреждения которой предлагают заоблачные ставки по депозитам. Но в реальности вряд ли кто-то захочет вкладываться в страну, банковская система которой близка к коллапсу, а инфляция просто зашкаливает.

Впрочем, отрицательные ставки - далеко не самая диковинная идея, которую продвигают экономисты, чтобы стимулировать потребителей. К примеру, бывший экономист Европейского банка реконструкции и развития Уиллем Бойтер предложил взимать налог на владение наличными средствами. Если человек хочет держать сбережения в кеше или на депозите в банке, ему необходимо будет заплатить центробанку определенный процент. Подобная мера предполагает, что граждане будут активно избавляться от средств, приобретая различную продукцию и вкладывая в разные активы.

Как банки защищаются от лишних денег

Впервые отрицательную процентную ставку в июле 2009 г. опробовал центробанк Швеции, чтобы стимулировать кредитование. В 2012 г. его примеру последовал банковский регулятор Дании, а потом и Швейцарии. Последний был вынужден установить плату за размещение средств на своих счетах, чтобы пресечь головокружительное укрепление франка. Из-за падения курса евро инвестиции в Швейцарию хлынули рекой. Банки, компании и граждане стран еврозоны стали наращивать депозиты в швейцарских франках, вгоняя местные финучреждения в убытки. Защищаясь от "лишних" денег, швейцарские банки ввели отрицательные проценты по вкладам. А в декабре 2014 г. к ним присоединился и Швейцарский национальный банк, установив ставку на уровне -0,75%.

В стороне от модной тенденции не остался и ЕЦБ. Летом прошлого года он установил отрицательную базовую ставку на уровне -0,1%, а затем снизил ее до -0,2%. То есть банки теперь платят небольшой процент, чтобы держать свои денежные резервы в его хранилищах и на счетах. Цепная реакция не заставила ждать: отрицательные депозитные процентные ставки в евровалюте для крупных клиентов стали устанавливать крупнейшие финучреждения мира — Bank of New York Mellon, JPMorgan Chase, Goldman Sachs Group и др. А в феврале 2015 г. американский банк JPMorgan Chase заявил о планах ввести плату за хранение депозитов в долларах (для крупных институциональных инвесторов). Он мотивировал такой шаг рекордно низкой ставкой Федеральной резервной системы (ФРС) США: с декабря 2008 г. ее базовая учетная ставка составляет 0,25%, а базовая депозитная — 0,5%.

Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за апрель 2015 г. (№4/429)