Когда Саакашвили прекратит говорить о коррупции
После публикации "ДС" материала "В Украине началась операция "преемник" от некоторых читателей довелось услышать критические замечания, дескать, подыгрываем российской пропаганде, рассказывающей об американском влиянии на украинскую политику. Как будто это секрет полишинеля. Объясняем: пропаганда Кремля тратит огромные ресурсы совсем на иной вектор - она создает миф об "усталости" Запада от Украины. На самом деле нет никакой "усталости", что подтвердила жесткая реакция наших партнеров на отставку министра Абромавичуса.
Если год назад Запад был готов на многое закрыть глаза, лишь бы не распалась проевропейская парламентская коалиция и наши политики не наступали на грабли Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, то сейчас ситуация действительно поменялась. Требования к властям стали жестче, но при этом никто не говорит о свертывании программ помощи нашей стране. Киеву подают четкие сигналы, что, во-первых, пора ускориться с реформами и не только Кабмину, но и всем остальным ветвям власти, во-вторых, отойти от практики смены членов правительства в угоду чьим-либо бизнес интересам, в-третьих, конкретизировать позитивные стороны реформ, например, начать садить коррупционеров. Иначе рейтинги власти уйдут в штопор, и избежать досрочных выборов как парламента, так и, вероятно, президента, не удастся. А Западу нужны у нас не вечные выборы, а прогнозируемая властная команда, которая установит понятные правила игры и сама же будет их придерживаться. Отсюда первая версия корректировки отношения США и стран ЕС к Украине: приходится стращать отечественные элиты.
Сегодня много разговоров о перевыборах и о роли Михеила Саакашвили в политическом процессе. Одни смотрят на него как на "мессию", который способен быстро все решить, другие - как на деструктивный элемент, чья активность чревата не только досрочными парламентскими выборами, но и более серьезными потрясениями. Его критики предостерегают: масштабный политический кризис только усугубит ситуацию и сыграет на руку Кремлю. Там активно выстраивают еще один миф: в Украине постоянный бедлам, потому "ДНР/ЛНР" и отказываются иметь дело с Киевом. Кстати, у нас тоже многие заметили, что глава Одесчины избегает прямых ответов на вопросы о судьбе оккупированных территорий. Что наталкивает на два допущения. Первое - технологически Саакашвили не выгодно что-то обещать, плюсов это ему не принесет, второе - у него просто нет ответов. В Грузии не отказались от оккупированной Абхазии и Южной Осетии, конфликт просто заморозился. Решить таким же способом ситуацию с Крымом и частью Донецкой и Луганской областей не получится, слишком много жертв принесла нам война.
Вряд ли кто-то сомневается в желании Саакашвили привести свою партию в парламент. Как и в его желании возглавить украинское правительство. Однако существуют большие сомнения, что сегодня такое развитие событий выгодно Вашингтону. Скорее всего, роль Саакашвили несколько иная - своей активностью он вынуждает власть к "послушанию". Страх перед политическим кризисом, сулящим ей огромные потери, должен сделать ее сговорчивее во многих вопросах, в первую очередь в вопросе приватизации. И до тех пор, пока западного инвестора не допустят к лакомым активам, пока в его конкуренты не будут пихать крупных украинских бизнесменов, антикоррупционную тему Саакашвили и его соратники не "выключат". И это вторая версия, почему Запад допекает Киев требованиями усилить борьбу с "коррупционерами" в высших эшелонах власти.
Западного (в том числе американского) инвестора интересуют ключевые направления - энергетика и земля. С продажей земли у нас ситуация каждый раз упирается в политическую плоскость, потому что всегда находятся политики, громко кричащие, что все скупят олигархи. Или заезжие буржуины. С энергетикой иная проблема - вокруг нее действительно множество схем, которые дают огромные прибыли и бывшим, и нынешним бизнесменам, близким к власти. Антикоррупционная кампания некоторых из них крепко припечатала. К примеру, скандал с Николаем Мартыненко, имеющим отношение к "Энергоатому" (это признал глава Фонда госимущества Игорь Билоус) эксперты связывали с желанием американской компании "Вестенхаус" укрепиться на нашем рынке атомной энергетики. Иными словами, итогом приватизации в Украине должен стать приход на наш рынок крупных западных компаний. С одной стороны это хорошо, поскольку станет толчком для экономики, с другой - максимально усилит зависимость Киева от политики западных элит. Согласиться на такой сценарий нашим политикам непросто.
Третья версия, которую пришлось встречать, - европейцы актуализировали тему отсутствия борьбы с коррупцией в нашей стране, чтобы найти причину для смягчения санкций против России. Дескать, если вы неспособны навести порядок в своем доме, почему мы должны нести убытки. Подобная версия попахивает российской пропагандой, потому что, во-первых, санкции никто снимать не будет, поскольку Москва ничего не делает для выполнения Минска, во-вторых, решение по санкциям принимают не отдельные президенты или премьеры, а Запад в целом. Там умеют убеждать нестойких в правильности общей политики в отношении Путина. Что же касается неприятных для нас публикаций в западной прессе, то это намного лучше, нежели о нас вообще забудут.